Кто не поддерживает собственного сельхозпроизводителя, тот поддерживает зарубежного

В экономически развитых странах аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, — как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер этой компенсации может достигать 70 процентов стоимости продукции сельского хозяйства. Недавний кризис в Европе и США только подтвердил это — для помощи сельскому хозяйству средства находились всегда.

Опыт развития мирового АПК свидетельствует о возрастании роли государства в регулировании сельскохозяйственного и продовольственного рынков

В экономически развитых странах аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию, а средства, выделяемые на поддержку сельского хозяйства, — как компенсация потерь отрасли в условиях нестабильности рынка. Размер этой компенсации может достигать 70 процентов стоимости продукции сельского хозяйства. Недавний кризис в Европе и США только подтвердил это — для помощи сельскому хозяйству средства находились всегда.

Сельхозбюджет ЕС постоянно увеличивается: с 45 миллиардов евро в 2007 году до 48,5 миллиарда к 2012-му. Аграрные министры даже с наступлением кризиса сумели сохранить гигантские субсидии европейским фермерам. Не исключение и государства других континентов. В 2011 году поддержка сельского хозяйства в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а это 34 наиболее развитых государства мира (ОЭСР), упала до исторического минимума, говорится в отчете этой организации. Однако даже «исторический минимум» — лишь 19 процентов общего производства АПК. В номинальном же выражении объем поддержки и вовсе составил «сумасшедшие» суммы в размере 252 млрд. долларов (182 млрд. евро).

Самые низкие уровни поддержки за последние три полных года (2009—2011) наблюдались в Новой Зеландии (1 процент выручки АПК), Австралии (3 процента) и Чили (4 процента). В США этот показатель равен 25 процентам доходов сельского хозяйства, в Канаде — 16, в Евросоюзе — 20 процентов. Больше всего среди развитых стран поддерживают АПК правительства Норвегии (60 процентов), Швейцарии (56 процентов), Японии (51 процент), Южной Кореи (50 процентов) и Исландии (47 процентов). Для сравнения: в странах Таможенного союза эта поддержка составляет: в Беларуси —18,1, России — 7, Казахстане — 2,5 процента.

Вообще, на Западе настолько развито государственное стимулирование сельского хозяйства, что довольно трудно подсчитать, сколько средств из казны выделяется фермерам. Ведь, помимо прямых и косвенных выплат, существует и перераспределение налоговых поступлений в пользу аграриев. Деньги, собранные в виде налогов со всех граждан, всевозможные торговые надбавки так или иначе возвращаются в аграрный сектор.

В соответствии с нормативами ВТО меры государственной поддержки сельского хозяйства разделяются на три категории. «Янтарная», или «желтая корзина», включает разного рода дотации и субсидии. Члены организации могут направлять на прямую поддержку АПК не более 10 процентов от объема производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении. «Голубая корзина» — программы, нацеленные на сокращение производства, они тоже могут искусственно завышать конкурентоспособность уменьшенного производства, но более опосредованно. Наконец, «зеленая корзина» включает меры, не связанные с финансированием производителей: выделение средств на развитие сельской инфраструктуры, аграрные исследования, ветеринарные работы, экологические программы, улучшение плодородия почв и т. п. Эта поддержка не поддается регулированию и может выделяться в любом объеме.

В бюджете ЕС для сельского хозяйства предусмотрено 45—50 миллиардов евро. Большая их часть поступает в виде дотаций 11 миллионам фермеров в странах — членах организации. В 2005 году говорили, что ЕС платит «два евро в день за каждую корову». Расходы на науку и образование составляют лишь десятую долю средств, выделяемых на сельское хозяйство. Наибольшую сумму — почти 11 миллиардов евро — тратят на субсидирование злаковых культур. Свыше 2 миллиардов евро утекает на нужды производителей оливкового масла.

Объединенная Европа готовится к очередному этапу аграрной реформы. Предполагается, что в ближайшие десять лет общая финансовая поддержка фермеров будет сокращена, а глубина дотаций в расчете на гектар станет одинаковой на всей территории ЕС. Ведь до сих пор в различных странах, и даже по регионам одного государства, размер дотаций отличается в несколько раз — от 200 до 1000 евро на гектар. По планам Еврокомиссии на 2013—2020 годы, все сельское хозяйство ЕС будет переведено на одинаковый уровень дотаций.

Заметим при этом, что речь не идет об отказе от политики аграрного протекционизма, а лишь о совершенствовании отдельных его положений. Практически во всех развитых странах понимают, что производство доступного продовольствия без государственного участия просто невозможно. Если отказаться от поддержки собственного сельхозпроизводителя, потребитель обязательно станет поддерживать заграничного. В условиях глобальной мировой экономики иного быть не может.

По материалам интернет-ресурсов

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter