Кто не хозяин автомобилю своему?

Спутниковый терминал, скрытно установленный на автомобиле и недоступный для несанкционированного вторжения, позволяет отслеживать его перемещения с точностью до метров и в реальном масштабе времени автоматически передавать диспетчеру самую полную информацию

Не технические или финансовые препятствия, а сложившаяся практика бесхозяйственности не позволяет вывести автотранспорт Беларуси на мировой уровень эффективности. Именно в этом специалисты видят причину непозволительно медленного оснащения автомобильного парка практически всех ведомств страны системами спутникового контроля и управления транспортом. 

Спутниковый терминал, скрытно установленный на автомобиле и недоступный для несанкционированного вторжения, позволяет отслеживать его перемещения с точностью до нескольких метров и в реальном масштабе времени автоматически передавать диспетчеру самую полную информацию. То есть он сообщает не только о текущем местоположении транспортного средства, но и документирует соблюдение графика движения, фиксирует все остановки, прибытие в пункты назначения, скорость, физические нагрузки и многое другое. Понятно, что при таком контроле и «налево» не съездишь, и для личной жизни часок-другой за счет превышения скорости и риска разбить машину не выкроишь. Не поторгуешь и горючим, излишки которого, в принципе, невозможно накопить, поскольку нельзя незаметно проигнорировать производственное задание, на выполнение которого оно было отпущено. 

Кроме того, снабженная таким «черным ящиком» техника моментально обнаруживается в случае угона, а при наличии некоторых  дополнительных функций она и вовсе становится недоступной злоумышленнику. Особенности программного обеспечения наделяют современную спутниковую систему богатыми возможностями для оперативного управления. Важно, что информацию от любого автомобиля можно автоматически получать не только на компьютер диспетчера, но и на мобильный телефон руководителя. Поэтому, даже находясь в командировке или на отдыхе, он сможет узнать, где находится каждая машина его автопарка и, если нужно, скорректировать задание. Словом, преимуществ масса. Но, увы, космические технологии, давно освоенные в мире и доказавшие, что окупаются они всего за полгода, а в некоторых случаях и за месяц, для нас все еще остаются экзотикой. И это при том, что стоимость такой системы сравнялась со стоимостью двух колес грузовика. 

Логика некоторых руководителей автохозяйств бесхитростна. Они бы и не прочь иметь объективную информацию о том, как работают водители, насколько качественно рассчитывается движение транспорта, как на практике обеспечивается безопасность пассажиров и сохранность груза. Но гложет сомнение: а что, если эти сведения затребует вышестоящее начальство? Понятно, что тогда сразу же всплывут многочисленные хитрости, позволяющие скрывать реальное положение дел, и, как следствие, ликвидируются «жировые запасы». И тогда, будьте добры, получите на следующий год более напряженный план! Это в лучшем случае. В худшем – и с работы могут попросить. 

Кстати, разрывать порочный круг неприятия современной технологии создателям наукоемкой системы чаще всего удается именно тогда, когда происходят кадровые перемены в руководстве автохозяйств. Ведь новой твердой руке надо показать коллективу, что отныне все будет по-другому, поэтому предложение о внедрении в таких случаях принимается охотно. И, надо сказать, никто из руководителей еще не пожалел о решительном шаге. Ведь сразу же после оснащения автомобилей спутниковыми терминалами прибыльность транспортного предприятия начинает расти. 

Удивительно, но проблемы с внедрением спутниковых систем на белорусских частных предприятиях ничем не отличаются от тех, что можно наблюдать в государственных автохозяйствах. Хотя, казалось бы, хозяин свои деньги должен считать лучше. Тем не менее выясняется, что и у частника наемные работники – водители и менеджеры – заинтересованы в непрозрачности ситуации не меньше, чем их коллеги на государственных предприятиях. Хозяин же, поглощенный рутинными проблемами, порой просто не знает, какие огромные резервы позволяет раскрывать спутниковая система контроля. 

Хотелось бы верить, что только тем же – неосведомленностью – объясняется равнодушие к подобным системам руководителей ведомств, владеющих транспортом. Иначе как объяснить, что за рубежом машину без системы слежения за ней не выпустят и за ворота, а директора белорусских автотранспортных предприятий пока все еще не спешат оснащать ею автомобили?  

Лишь одно белорусское предприятие – «БелТрансСпутник» — смогло пробиться через стену непонимания и внедрить в различных отраслях новую технологию. Сделать это удалось благодаря появлению лицензированной системы спутникового контроля «Диспетчер» собственной разработки, единственной, которая оказалась способной выжить в условиях противодействия водителей. 

За два года предприятие установило полторы тысячи спутниковых терминалов. Учитывая, что делать это приходилось, преодолевая инерцию мышления хозяйственников и сопротивление исполнителей на местах, результат можно считать большим достижением. Однако для Беларуси такое количество действующих «Диспетчеров» – капля в море. Ведь только у белорусских международных перевозчиков, вынужденных конкурировать с прекрасно оснащенными дальнобойщиками сопредельных стран, более 8 тысяч автопоездов. Как считает Михаил Дедунович, директор предприятия «БелТрансСпутник», благодаря спутниковым системам этот парк можно сделать более конкурентоспособным и со временем увеличить его до 15 – 18 тысяч, то есть до уровня, на котором он находился совсем недавно. 

Среди крупных предприятий, которые в последнее время проявили интерес к спутниковым системам, – белорусские производители продуктов питания. Они начали активно конкурировать с россиянами и, чтобы удержаться на плаву, вынуждены думать о логистике, которая на современном уровне невозможна без автоматической системы слежения. Эту аппаратуру сегодня начали устанавливать также на инкассаторских автомобилях, на очереди — машины «скорой помощи», другой специальный транспорт. 

Однако надо признать, что эти инновационные проекты хотя и интересны, но все же не могут принести эффект, ощутимый в масштабах страны. Другое дело – десятки тысяч единиц специальной техники, которая находится у строительных и коммунальных предприятий, в дорожной отрасли, сельском хозяйстве. Несмотря на усилия создателей систем спутникового контроля, эта армада транспорта, наиболее часто используемая для оказания левых услуг, по-прежнему остается белым пятном на карте внедрения. И черной дырой, куда уходит бессчетное количество государственных средств. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter