Кто напишет главную книгу о войне?

Там первыми на белорусской земле встречали советских воинов-освободителей. Салютными залпами праздновала наша великая держава освобождение крупных белорусских городов Витебска, Могилева, Гомеля, Бобруйска. Солнечным летним днем советские танки вошли в белорусскую столицу — Минск. А к концу июля 1944 года фашистские оккупанты были изгнаны из Пинска, Бреста, Лиды, Волковыска, Гродно. Кинохроника тех времен сохранила колорит памятного партизанского парада в честь освобождения белорусской столицы. Обелиски и памятники, мемориальные комплексы и братские могилы свидетельствуют о мужестве и героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

ОЧЕНЬ скоро жители Хотимска, Брагина, Лиозно, Городка, Дубровно, Мстиславля, Горок и некоторых других населенных пунктов в восточной части Беларуси будут отмечать 70-летие освобождения от немецко-фашистских оккупантов

Там первыми на белорусской земле встречали советских воинов-освободителей. Салютными залпами праздновала наша великая держава освобождение крупных белорусских городов Витебска, Могилева, Гомеля, Бобруйска. Солнечным летним днем советские танки вошли в белорусскую столицу — Минск. А к концу июля 1944 года фашистские оккупанты были изгнаны из Пинска, Бреста, Лиды, Волковыска, Гродно. Кинохроника тех времен сохранила колорит памятного партизанского парада в честь освобождения белорусской столицы. Обелиски и памятники, мемориальные комплексы и братские могилы свидетельствуют о мужестве и героизме нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

В БЕЛОРУССКОМ Полесье, на границе с Украиной, смотрит окнами на заливные луга мой родной дом, на котором уже едва заметна выгоревшая от времени табличка со звездочкой и надписью «Здесь живет участник Великой Отечественной войны». Мой отец, как и миллионы советских солдат, прошел когда-то фронтовыми дорогами. День Победы он встретил на Дунае, недалеко от Будапешта. Живым вернулся с войны в родные края. Все послевоенные годы посвятил земле: выращивал хлеб, косил травы, пас овец. Скупо рассказывал порой нам о пережитом, вспоминал боевых друзей. И, словно живые, представали перед глазами его однополчане. Не всем им посчастливилось вернуться с войны. Да и двоих братьев моей матери тоже забрала проклятая война. Долгие годы бабушка не могла смириться с этой потерей, надеялась на чудо, ждала сыновей, почти ослепнув от слез.

Помню, как мать рассказывала о жизни в оккупированном фашистами полесском селе, куда она вынуждена была бежать с двумя маленькими дочерьми. В чужой крестьянской семье пережила она те суровые военные зимы.

В нашем деревянном доме квартировал немецкий специальный отряд быстрого реагирования. До сих пор торчит в углу под крышей гильза, через которую был проведен провод, соединенный с наблюдательным пунктом на высоком дубе, что и теперь каждую весну зеленеет. Наблюдатели в бинокль осматривали широкий пойменный плацдарм и, если замечали что-то подозрительное, дергали за провод. В доме раздавался звонок.

Более года стоял в наших краях фронт.

Уже нет в живых родителей. Теперь в этом доме внуки и правнуки. А на стене еле заметна выгоревшая от времени и такая дорогая сердцу табличка со звездочкой, напоминающая о военном прошлом.

Многие улицы в нашем провинциальном городке названы в честь солдат-освободителей: русского Ульянова, полесских партизан Борейко и Резановича. Есть и улица Николая Ободовского, довоенного директора столинской средней школы, создавшего в первые дни фашистской оккупации молодежное подполье. Вчерашние школьники собирали сведения о размещении оккупантов, устраивали диверсии против врага. И теперь в районном краеведческом музее хранятся документы Михаила Ковальца, Павла Добринца, Максима Глиняницы, Мирона Галузы, Веры Дежурко, братьев Ивана и Александра Борейко, Леонида и Соломона Робцев, которые вместе со своим школьным директором как могли приближали Победу. Нашу общую Победу. Это они, молодые подпольщики, взорвали мастерскую по ремонту фашистских танков, а потом и лесозавод. Все годы фашистской оккупации молодежное подполье не давало врагам покоя. При выполнении одного из заданий немецкий патруль выследил молодую подпольщицу Веру Дежурко. Девушку долго истязали в тюрьме, допрашивали самыми зверскими способами, но она не выдала своих боевых друзей. Расстреляли фашисты и ее школьного товарища Максима Глиняницу. В братской могиле в городском парке похоронен подпольщик Мирон Галуза.

В 1942 году для активизации партизанского подполья на Полесье прибыл командир диверсионного отряда Антон Брынский. Он установил связь с местными народными мстителями. Молодые подпольщики из отряда Николая Ободовского во многом помогали ему. За успешное выполнение спецзаданий по уничтожению врага Брынскому в 1944 году было присвоено звание Героя Советского Союза. Столинскому молодежному подполью Антон Петрович посвятил книгу «Безусая команда».

ОНИ были не одиноки. На синеокой Витебщине, в Россонах, собрал своих учеников Петр Машеров. Уже к июлю 1942 года в ней насчитывалось 163 бойца. Часть подпольщиков устроилась на работу в различные военно-хозяйственные, административные и другие учреждения захватчиков, чтобы получать необходимые документы, информацию о планах и намерениях оккупационных властей, поддерживать связь с подпольными группами и отдельными патриотами. В августе 1942 года машеровцы совершили крупную операцию — взорвали железнодорожный мост через реку Дрисса... В представлении на Петра Мироновича Машерова к присвоению звания Героя Советского Союза сказано: «…Первый организатор партизанского движения в Россонском районе Витебской области, которое в дальнейшем выросло во всенародное восстание и создало огромный партизанский край в десять тысяч квадратных километров, полностью сбросивший немецкое иго и восстановивший советскую власть. Дважды раненый, товарищ Машеров за время двухлетней борьбы с немецкими захватчиками проявил личное мужество и отвагу, отдавая все свои силы, знания и способности этой борьбе и не жалея своей жизни. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».

Вся Беларусь вела борьбу с оккупантами. Семьями, селами люди уходили в леса, вливались в партизанские отряды. На борьбу с ними во время весенней экспедиции 1944 года только в Ушачском районе оккупанты бросили шестидесятитысячную армию. Бои шли 25 суток. В начале мая 1944 года фашисты блокировали партизан в Мотырском лесу. В ту ужасную весеннюю ночь только одно могло спасти окруженных фашистскими полчищами — прорыв блокады. Ушацкий партизан, участник этой спасательной операции Иван Кириллович Подворный вспоминал, как тысячи партизан бросились через широкий мост в районе деревни Заборовье, невзирая на массированный вражеский обстрел. Выручила партизанская бригада под управлением Родионова, которая пробила узкий проход для выхода.

Участница тех страшных событий Любовь Дмитриевна Журко и через десятилетия после прорыва с содроганием вспоминала, как доведенные до крайнего отчаяния, озверевшие и одеревеневшие люди шли на прорыв. Прорваться или умереть — иного не оставалось. Сверху свистели пули с немецких самолетов, разрывались снаряды. Рядом громыхнет снаряд, и слава Богу, что не в тебя попали осколки.

Ушацкая школьная учительница Варвара Степановна Миронович, прожившая почти девяносто лет, до самой смерти не могла забыть, как она с грудным ребенком за ремнем переходила через красную от крови реку Ушу.

В СВОИХ воспоминаниях Пантелеймон Пономаренко указывал, что в той операции в мае 1944 года с Советской Армией соединились семнадцать с половиной тысяч партизан. Пять тысяч народных мстителей погибли. Такой ценой дался памятный ушацкий прорыв, увековеченный сейчас в величественном мемориале, который ежегодно посещают тысячи людей.

Помнится, как однажды мне пришлось брать интервью у знаменитых советских писателей Константина Симонова, Александра Чаковского и Сергея Смирнова. И на всю жизнь мне запомнились их слова о том, что нужно собирать по зернышку и хранить все о героизме народа. Это очень важно для потомков.

— Самая главная книга об этой войне еще не написана, — сказал тогда в интервью Константин Симонов.

Прошло уже много лет со дня той памятной встречи с известными мастерами слова, а их наказ я помню и стараюсь другим передать. Сколько самого интересного может рассказать каждый участник Великой Отечественной войны, очевидец тех событий. Всей страной приближали люди Великую Победу. Только вместе и смогли устоять и победить.

И очень важно успеть услышать и сберечь воспоминания последних свидетелей самой жестокой мировой войны.

Владимир СУББОТ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter