Кто наливает?

МВД Беларуси предлагает ввести ответственность родителей за употребление алкоголя несовершеннолетними детьми

МВД Беларуси предлагает ввести ответственность родителей за употребление алкоголя несовершеннолетними детьми. Почему-то принято считать, что детский и подростковый алкоголизм в первую очередь проблема социально неблагополучных семей. Но, уверен, это не так. Алкоголь нынче — такая модная и доступная штучка, что ее желают попробовать подростки из всех слоев общества, и городские, и сельские жители.

Мне непонятны родители, которые на семейных застольях приобщают своих детей к алкоголю со слабой мотивацией, мол, «лучше уж дома, чем за углом». Потом удивляются, что их чадо приползает домой на бровях. Что бы ни говорили, в нашей стране нет культуры пития и мало кому в голову приходит схема «бокал хорошего вина за ужином». Если уж пить, то до победного конца. Знаменитая теория «стакан воды» превратилась в теорию «стакан водки»: выпил и забыл, особенно по праздникам. Эти прочные традиции создают монолитную базу для спаивания будущих поколений.

Смешные взрослые наивно думают, что, запрещая продажу алкоголя людям до 18 лет, они остановят детский алкоголизм. Разве сразу в день рождения вчерашний ребенок становится взрослым? Кстати, в продвинутых странах автомобиль разрешают водить с 15 лет, а вот покупать спиртное — только с 21. И не мне рассказывать, как ловко обходят законодательные препоны…

Возле моего ближайшего магазина предостаточно «бывших мальчиков с синими лицами». Подростки подходят к этим своим отражениям из будущего, вручают им деньги и отправляют внутрь магазина за бутылкой. Оплатой «гонцу» служит сто граммов драгоценного сорокаградусного напитка. Вот и вся схема, которая, к печали, гораздо проще и эффективнее, чем все придуманные против того, чтобы она работала.

По информации МВД, в 2013 году 6,6 тысячи подростков нарушили антиалкогольное законодательство; 4,8 тысячи взрослых покупали несовершеннолетним алкоголь или вовлекали в потребление спиртного; выявлено около тысячи продавцов, отпустивших детям и подросткам спиртные напитки.

Думаю, что в первую очередь необходимо усилить ответственность объектов торговли за реализацию спиртного несовершеннолетним. Сегодня это не является грубым нарушением правил торговли и соответственно не влечет за собой лишения лицензии. А жаль.

И еще один вопрос… Широкое распространение получила в последнее время реклама питьевой воды под известными алкогольными брендами. При наличии существенных запретов на рекламирование пива действующее законодательство почему-то позволяет свободно распространять сведения о его производителях.

И все же подростки пьют не только подражая взрослым, а просто от безделья и из-за доступности крепких напитков. Раньше были кружки при Доме пионеров, секции и студии, в которые все могли ходить абсолютно бесплатно, и им за это еще путевку в пионерлагерь выдавали в конце учебного года. Теперь система внешкольной занятости, к счастью, возрождается, только востребована ли она? Почти все спортивные секции, кружки — платные, а больше заняться-то и нечем. Около телевизора или компьютера до бесконечности сидеть не будешь, а просто ходить по улицам с друзьями как-то тоскливо, то ли дело — слегка подогреться. Так и становится спиртное постоянным спутником.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter