Артистка Белгосцирка – об учебе на радиохимика и репетициях номеров в комнате общежития

Кто над нами вверх ногами

Для этой девушки готовиться к сессии, растянувшись с учебником в шпагате, — сущий пустяк. Как и парить на двадцатиметровой высоте без страховки. В свои 20 лет Алена Климович с разными номерами объездила десятки городов, а совсем недавно завоевала золото на первом Международном детском и молодежном фестивале циркового искусства. Артистка рассказала о тренировках с трубками обоев, учебе на радиохимика и о том, почему выбрала для выступлений один из самых редких и исчезающих цирковых жанров.


Алена Климович: “В воздухе без страховки абсолютно нестрашно. Там все зависит от тебя”


В цирк Алену привели пятилетней девочкой. Будущая артистка была настолько непоседливым ребенком, что бабушка взяла малышку за руку, привела в недавно открывшуюся в Орше цирковую студию и сказала: “Забирайте”. Алена вспоминает:

— В семь лет у меня было первое сольное выступление в оршанском Дворце культуры льнокомбината. Номер в воздухе на канате — корд-де-парель. Мы очень долго готовили программу, было много слез. Я даже не хотела выступать! Но хорошо помню волнение и страх, которые чувствовала, когда вышла к зрителям. А потом отработала номер и загорелась! Так и не смогла завязать с цирком.

Приходя в цирк в качестве зрителя, Алена не могла с восторгом, как остальные дети, смотреть за происходящим на арене: подмечала, какой еще трюк можно сделать. И делала:

— В цирковой студии хорошо то, что возможности почти безграничны. Бери мячики, катайся на моноцикле, растягивайся, стой на руках — делать можно все что хочешь! Начинала я с “воздуха”. Там я чувствую себя очень спокойно. Понимаю, что все зависит только от меня. Хотя срывы бывают у всех. Страха в этот момент нет, жизнь перед глазами не проносится — просто спускаешься на землю, анализируешь и думаешь, как сделать так, чтобы это не повторилось. Потом попробовала крутить обручи — хулахупы. Стало получаться — сделали номер. А уже после этого попробовали антипод.


Алена нашла себя в исчезающем жанре антипод — жонглировании ногами
Это сегодня редкий жанр. Артистка, лежа на специальной подушке, поднятыми ногами жонглирует: подбрасывает, ловит и вращает, например, цилиндры, которые на жаргоне называют “сигары”. Алена рассказывает:

— Сначала попробовала в студии с реквизитом. Поняла, что мое. Пришла домой, подушку под спину, на ноги — трубку обоев и вперед тренироваться!

Правда, репетирует Алена все программы — и антипод, и “воздух”, и номер с хулахупами. Поясняет: пропускать тренировки нельзя. Пропустишь месяц — наверстывать придется чуть ли не полгода. Сегодня артистка работает в Белгосцирке. А ведь всего три года назад подумывала уходить из профессии:

— Поступила в БГУ и решила: “Ну все, попрощаюсь с цирком!” Просидела месяц дома и поняла, что больше так не могу. Попробовала пойти в танцевальную студию — не понравилось. Собрала все свои дипломы, пришла в Белгосцирк и попросила посмотреть меня. Приняли. Правда, первое время я не выступала, а только репетировала. Но потом меня поставили в программу.

При этом будущую специальность Алена выбрала не из простых — будет радиохимиком. Но и при выборе профессии не обошлось без случайностей. Алена выросла в семье, где считают, что образование — превыше всего. И на дочку-отличницу родители, конечно, возлагали особые надежды. Но когда девушка была в 11-м классе, мама согласилась, чтобы дочь поступала на режиссера:

— В тот момент у меня единственная мысль была: “Ну что ж ты раньше молчала?!” Хотя и понимала, что я не гениальный режиссер, поехала в Санкт-Петербург. Сдала экзамены. После этого подошел председатель комиссии и предложил мне пойти на танцевальную специальность. В общем, не поступила на режиссера. Вернулась домой, сдала централизованное тестирование, посмотрела, что прохожу по баллам в БГУ. Подала документы, поступила на радиохимика. И ни разу об этом не пожалела.

Совмещать репетиции, выступления и учебу, конечно, непросто. Но при желании можно, говорит Алена. И от каждого из своих занятий получает удовольствие. В университете работает мозг, в цирке он отключается, здесь девушка отдыхает душой. Что самое удивительное, одногруппники и преподаватели Алены почти три года не знали, что она артистка цирка:

— Одногруппники узнали случайно. Получилось так, что я выступала в зимней программе в цирке, а в день выступления у меня как раз был экзамен. И я со сценическим макияжем и блестками в волосах прибежала в университет. Хорошо, что экзамен был письменным, не пришлось в таком виде разговаривать с преподавателем. Как только написала свой билет, убежала в цирк. Потом ребята спросили: “Что это было?”, и пришлось признаться.

В цирке всегда есть где развиваться. Это большая работа над телом, мыслями и образом жизни в целом. Для меня цирк — это не работа и даже не хобби. Это — дело жизни. И в нем хочется добиться самых больших высот

С соседками по комнате общежития история еще более забавная. Девушки постоянно расспрашивали Алену, где та пропадает вечерами, ведь молодого человека нет, родственников в Минске — тоже. У них была одна версия: Алена подрабатывает в Макдоналдсе.

— Пару раз приходила домой накрашенная после выступлений. Но и это не заставляло отказаться их от своей версии! Тогда я предложила девчонкам сходить в цирк, достала билеты. Они пришли, а я на манеже. И то потом долго сомневались, я ли это была. Я стараюсь не афишировать свою работу. Не люблю хвастаться в принципе, а звездную болезнь из нас выбивают еще в раннем возрасте. Я просто люблю и делаю свою работу.

Зато теперь, не опасаясь расспросов и косых взглядов, Алена делает растяжку прямо в комнате общежития, а во время сессии совмещает ее с подготовкой к экзаменам. Положила перед собой учебник, растянулась в шпагате и выучила все, что нужно.

Алена не раз выезжала на фестивали и гастроли. Работала в Польше, России, Латвии и других странах. И уверяет: наш Белгосцирк — один из лучших:

— У нас очень хорошее техническое оснащение. Гримерные, манеж — все на высоком уровне. Всегда тепло, благодаря чему репетировать можно и зимой, и летом. Это важно, поскольку я работаю босиком. В Киевском цирке, например, пол выложен бетоном. Выступала там, вернулась домой заболевшая. С Рижским цирком то же самое. К тому же в нем все старое. Не везде можно даже установить лебедки — настолько ветхие конструкции. У нас же после реконструкции можно осуществить любую идею!

Планы Алена Климович предпочитает не строить. Объясняет это просто:

— А вдруг я завтра решу собрать чемодан и улететь куда-то? Все может быть! Но цель есть. Хочется поставить новые номера, поучаствовать в новых фестивалях. Сейчас у нас начнется отпуск, а после него с новыми силами ринемся в бой! Будем удивлять зрителей.

Автор публикации: Татьяна ЛИТВИНОВА, infong@sb.by

Фото Екатерины Билан и из соцсетей
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter