Кто на новенького?

Беларуси важно диверсифицировать свои экспортные поставки

Беларуси важно диверсифицировать свои экспортные поставки

Такое ощущение, что успешный период в белорусской внешней торговле заканчивается. Еще несколько месяцев назад белорусские товары и услуги, реализуемые за рубежом, пользовались стабильным спросом, что позволяло производителям достаточно успешно зарабатывать валюту на внешних рынках. Теперь представители отдельных отраслей белорусской промышленности удрученно разводят руками — покупатель стал прижимист и приобретает продукцию с оглядкой. Причин тому называют несколько: разворачивающийся кризис в еврозоне, который заставляет покупателей более осмотрительно подходить к тратам, а также сложности, связанные с реализацией белорусских нефтепродуктов.

Следует сказать, что внешнеторговое сальдо пока складывается в нашу пользу. По итогам первого квартала объем внешней торговли товарами и услугами составил $ 21,54 млрд., в том числе экспорт — $ 10,98 млрд., а импорт — $ 10,55 млрд. Получается, что разрыв между тратами и продажами белорусских предприятий сложился в размере $ 426,4 млн. в пользу экспорта. Для сравнения: в первом квартале минувшего года сальдо внешней торговли также было положительным, но его величина была в несколько раз большей — $ 1,72 млрд. Выходит, что стоимостный объем экспорта республики по сравнению с началом прошлого года из расчета в текущих ценах уменьшился на 17,9 %, или на $ 2394,7 млн. Правда, сократился он и в части импорта — на 9,4 %, или на $ 1092,6 млн.

Не стоит оценивать такие тенденции негативно, отмечает заместитель директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа республики Дмитрий Куптель, ведь еще несколько лет назад мы о том, что сальдо вообще когда-нибудь станет положительным, могли только мечтать. По словам эксперта, нынешние минусы в экспорте во многом следствие высокой базы, которая сформировалась в прошлые годы. «Судите сами, в 2011 году темп роста практического экспорта у нас составил 164 %, а в 2012-м — 111 %. То есть только за последние два года объем экспорта отечественной продукции увеличился в 1,8 раза», — подчеркнул специалист МИДа.

Глава Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов считает, что для большей уверенности Беларуси следует расширять новые рынки сбыта, причем делать это нужно очень быстро. С географическим разнообразием проблем у нас нет, но на рынках большинства внешнеторговых партнеров белорусская продукция присутствует, скорее, чисто номинально. «Сегодня примерно 75 % белорусского экспорта сосредоточено в пяти странах мира, а 92 % — в двадцати. И хотя белорусская продукция при этом отправляется в 170 государств, получается, что ситуация в этих пяти странах очень влияет на общую ситуацию и мы от этих стран очень зависим», — пояснил руководитель БелТПП. Первая «пятерка» — это Россия (на нее в первом квартале приходилось 40 % всех объемов белорусского экспорта, или $ 3841,5 млн.), Нидерланды (16,7 %, $ 1604,6), Украина (10,1 %, $ 971,8 млн.), Германия (4,6 %, $ 441,3 млн.) и Китай (2,5 %, $ 238,4 млн.). Если сравнивать эти цифры с итогами первого квартала 2012 года, то выяснится, что из пяти стран экспорт вырос только в две: в Россию и в Китай, на 4,4 % и 75,5 % соответственно. Все же европейские партнеры основательно «просели», Нидерланды и вовсе продемонстрировали падение объемов почти вполовину.

«Поэтому важно продвигать продукцию в те страны, где еще нас пока мало знают», — поясняет Михаил Мятликов. Специалист приводит примеры: в качестве рычагов увеличения экспорта вполне возможно использовать те инструменты, которые уже активно применяют белорусские деловые ассоциации. В частности, такую роль успешно играют международные деловые форумы, контактно-кооперационные биржи, визиты руководителей отечественных предприятий в другие страны. «В последнее время мы стали чаще практиковать организацию совмещенных визитов, когда деловые круги посещают не одну страну, а сразу несколько государств региона. Недавно такие визиты состоялись в страны Юго-Восточной Азии в Камбоджу, Вьетнам, Лаос. В ближайшее время планируем поездки на Кубу и в Мексику, а также до конца года будут совершены два совмещенных визита белорусских предпринимателей в государства Африки», — поделился планами Михаил Мятликов.

Еще один неплохой инструмент — советы делового сотрудничества. Их у Беларуси уже 12. В числе партнеров — Россия, Украина, Таджикистан, Турция и другие государства, до конца нынешнего года, как ожидают в БелТПП, будет создан еще один совет делового сотрудничества — с Индией. «Их суть — изучение тех проблем, которые возникают в двусторонних отношениях, чтобы оперативно выносить такие препятствия на обсуждение в правительства и максимально быстро решать такие вопросы», — пояснил Михаил Мятликов. Важное направление — институт общественных представителей. У БелТПП их более 40 в 24 странах мира, многие работают в удаленных от Беларуси регионах — в Австралии, Новой Зеландии, Мексике.

В правительстве давно уже определили формулу, которая позволит не только удержаться на плаву белорусским предприятиям, но и чувствовать себя более-менее комфортно всей экономике. Речь идет об увеличении поставок на внешний рынок минимум 65 % производимой продукции. В последнее время в среднем этой цифры достичь удалось, другое дело, что отдельные предприятия заметно превышают этот показатель, а некоторые, наоборот, недотягивают. И напрасно: у Беларуси очень маленький внутренний рынок и достаточно большие возможности в сфере материального производства и услуг, именно поэтому основные производимые услуги и товары страна должна продавать на экспорт. «Провисание» Европы становится все более очевидным. Если в начале прошлого года Беларусь увеличила с этим регионом товарооборот на 60,2 %, то в начале нынешнего Евросоюз показал сокращение своего рынка для белорусских предприятий на 42,2 % (до $ 3355,1 млн.). В правительстве также понимают необходимость диверсификации рынков сбыта белорусской продукции. Недавно постановлением Совмина ряду республиканских органов госуправления установлены новые годовые задания по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки. В числе таковых фигурируют 50 государств мира, на рынках которых белорусы до недавнего момента были представлены слабо. Предприятия, подотчетные Министерству промышленности, должны будут отправить на новые рынки продукции не менее чем на $ 300 млн., Министерству сельского хозяйства и продовольствия — $ 100 млн., Министерству архитектуры и строительства — $ 20 млн., концерн «Белнефтехим» — $ 650 млн., концерны «Белгоспищепром» и «Беллесбумпром» — по $ 2 млн., а «Беллегпром» — на $ 25 млн. Подобные задания доведены также до областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter