Кто на дороге главный?

Что в новых ПДД станет основным инструментом наведения порядка?
Что в новых ПДД станет основным инструментом наведения порядка?

С 1 января 2006 года участники дорожного движения — водители и пешеходы — будут руководствоваться новыми правилами. И хотя официально всенародное обсуждение ПДД уже завершено, некоторые СМИ продолжают искусственно нагнетать страсти вокруг спорных моментов. Особенно активно обсуждается пункт правил о запрете тонировки стекол автомобилей. Сотрудники ГАИ относят эту норму к второстепенным требованиям, поскольку оно затрагивает очень небольшой процент автолюбителей, и искренне недоумевают по поводу вызванного ажиотажа.

Основная же цель «ревизии» правил заключается в том, чтобы повысить безопасность участников дорожного движения и снизить количество ДТП. Какие нововведения должны сыграть решающую роль, корреспондент «СБ» выяснил у начальника УГАИ главного управления милиции общественной безопасности и специальной милиции МВД Николая ДРОЗДА.

— Николай Николаевич, в чем все же принципиальное отличие новой редакции ПДД от ныне действующей?

— Правила дорожного движения впервые утверждены на уровне Президента страны. Это говорит о многом. И что еще особенно важно: при их разработке, с одной стороны, учтен международный опыт, с другой — приняты в расчет более 1,5 тысячи предложений самих участников дорожного движения. Одно из основных достоинств документа: в нем четко трактуются все «дорожные» термины и понятия (из них 17 новых), что, надеемся, позволит избежать разночтений в различных спорных ситуациях.

— Безопасность пешеходов. Судя по печальной статистике, проблема, увы, пока не решена. Предусмотрены ли какие–то дополнительные «охранные» гарантии для этой категории участников дорожного движения?

— Начнем с того, что введены термины, определяющие «жизненное пространство» пешехода: пешеходный переход, пешеходная зона, пешеходная дорожка, островок безопасности. Растолковано, кто считается пешеходом. Не только пеший человек. К пешеходным «средствам передвижения» относятся роликовые коньки, лыжи, другой спортивный инвентарь, инвалидная коляска, независимо от того, имеет она привод от двигателя или нет.

Правилами предусмотрено также оборудование конструктивно выделенных островков безопасности. Дорожной разметкой такие островки будут обозначены лишь в виде исключения, скажем, на улицах, где проводятся спортивно–массовые мероприятия, парады и шествия. В этих местах потребуются дополнительные меры безопасности: световая сигнализация, обязательное освещение в темное время суток и условиях недостаточной видимости (дождь, снег, пыль, дым, туман, смог) и т.д. Ну а в недалеком будущем, будем надеяться, на всех «праздничных» улицах появятся подземные или надземные пешеходные переходы.

Наша безопасность во многом зависит от нас самих. Главное — быть дисциплинированным на дороге. И эти позиции усилены. Так, в соответствии с новыми правилами, пешеходу запрещается задерживаться и останавливаться на проезжей части, в том числе и на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением островков безопасности.

— Между водителями и пешеходами ведется давний спор: у кого больше прав? Может быть, новые ПДД помирят спорщиков?

— Речь, вероятно, о праве на преимущественное пересечение проезжей части. Так вот, пешеход наделяется этим правом при движении по нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель транспортного средства, в свою очередь, обязан снизить скорость, а если нужно, и остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходу. Вообще, вблизи пешеходного перехода водителю нужно быть предельно корректным. Что имеется в виду? Запрещается обгон не только на самих пешеходных переходах (норма действующих правил), но и за 50 метров перед ними. Кроме того, чтобы увеличить обзорность пешеходного перехода, запрещен также разворот транспортных средств как на пешеходных переходах, так и в радиусе ближайших 15 метров (ныне действует ограничение — 10 метров).

Особая тема — дети на дороге. И главная ответственность за безопасность малышей должна лежать на родителях. Согласно новым ПДД взрослые, сопровождающие детей, обязаны принять все меры, чтобы не допустить ситуации, когда ребенок оказывается на проезжей части. Отныне это не рекомендация, а требование.

Пользуясь предоставленными в новых правилах правами, пешеходы не должны забывать и о своих обязанностях: двигаться исключительно по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине, но ни в коем случае не по проезжей части. Если подземный, надземный, наземный пешеходный переход или перекресток не наблюдается в пределах видимости, разрешается переходить проезжую часть по кратчайшей траектории, но лишь на том участке, где дорога хорошо просматривается с обеих сторон. Перед этим пешеходу следует убедиться, что выход на проезжую часть безопасен и своими действиями он не создаст препятствия для движения транспорта. Предпринимать подобные «маневры» запрещается на участках дороги с разделительной зоной, разделительной полосой, с общим числом полос движения шесть и более и в тех местах, где установлены дорожные ограждения.

— Сколько было разговоров о стиле поведения на дорогах водителей маршрутных такси. Горячо высказывались и противники, и поклонники этого вида транспорта. Что в итоге?

— Определена четкая схема движения маршрутных транспортных средств: им предписано ездить по выделенной для них полосе, а если таковой нет — по крайней правой полосе движения. Перестраиваться на другие полосы можно только для поворота налево, разворота, объезда препятствия. Маневр «опережение машин, движущихся по крайней правой полосе движения со скоростью менее 40 км/ч» разрешается выполнять по второй справа полосе движения. В свою очередь, остальным водителям запрещается для опережения перестраиваться на крайнюю правую полосу движения (при трех и более полосах движения в данном направлении).

— Кто вправе остановить транспортное средство? Помнится, в нынешних правилах это обстоятельство подробно не расшифровывается.

— С 1 января водитель обязан останавливаться по требованию работника ГАИ, представителей органов внутренних дел, государственной безопасности, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и т.д. При условии, конечно, что человек, подающий сигнал «Стой!», будет в форменной одежде (за исключением должностных лиц транспортной инспекции Минтранса), жилете повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала и диском с красным световозвращателем в руке. В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

— Пристегиваться или не пристегиваться? Вопрос, не уступающий по популярности гамлетовскому «быть или не быть?».

— Тут без вариантов: пристегиваться. И водителям, и пассажирам. Исключение сделано только для пассажиров транспортных средств оперативного назначения, пассажиров с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определяется Министерством здравоохранения и таксистов (при езде в населенных пунктах).

— Пьяный за рулем — беда на дороге. Какие–то новые методы борьбы с этим злом в ПДД включены?

— Если, скажем, хозяин легковушки дал ключи от машины нетрезвому приятелю, виновным в нарушении ПДД будет признан не только любитель острых ощущений, но и владелец авто.

— Допустим, предотвратить ДТП не удалось. Как, согласно новым правилам, нужно себя вести в такой ситуации?

— Водитель, ставший участником происшествия обязан до приезда сотрудников ГАИ принять все возможные меры, чтобы сохранить картину случившегося нетронутой. По прибытии на место происшествия инспектора ГАИ за сохранность «вещдоков» отвечает уже инспектор.

Часто звучит вопрос: будет ли ужесточена ответственность за нарушение ПДД? Могу сказать лишь, что отвечать за игнорирование введенных в новые правила норм придется.

— И все же, как строго?

— Конкретные меры будут прописаны в поправках и изменениях к действующему Административному кодексу, которые предстоит принять в соответствии с новыми ПДД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter