Зачем составлять списки успешных и влиятельных бизнесменов?

Кто на что учился

Зачем составлять списки  успешных и влиятельных бизнесменов?
Уже традицией стало составлять и публиковать списки успешных и влиятельных бизнесменов. В том числе у нас. Для родителей абитуриентов, например, это очень завлекательное чтение. Перепишем классика на новый лад: если списки богатых людей публикуют, значит, кто–то же их читает! И есть что читать: их у нас «успешных и влиятельных» уже никак не меньше двухсот. Знаете хоть одного? Везет вам...


По поводу мотиваций составителей такого списка в нашей стране у меня две версии: «Ярмарка тщеславия» (Теккерей) и «Большой Брат следит за тобой» (Оруэлл). Но любая база данных, заполненная достаточно большим количеством чисел, как известно математикам, позволяет проводить анализ по разным параметрам. Вот и составители топ–200 обнаружили, что если взять полсотни самых–самых, то больше половины из них — столичные жители и родились в Минске. Соответственно на каждую область приходится в среднем лишь по четыре с небольшим «самых влиятельных и успешных бизнесмена», а на районы, почитай, ничего и не остается.

С другой стороны, Минск — это одна пятая всего населения страны. Умножим на два–три, учитывая концентрацию денег в столице, как раз и получим ту самую половину. И о важности связей не забудем, ведь успешный бизнес — это не в последнюю очередь успешные знакомства. А в большой деревне такие знакомства завести легче, чем в маленькой.

Но есть в анализе еще один факт, который заставил задуматься: в Минске родились и выросли все «успешные и влиятельные», чей возраст не превышает 35 лет! То есть вообще все, чей 15 — 20–летний возраст пришелся на 1995 — 2000 годы. Про СССР они знают, пожалуй, только по рассказам. Развал Союза, парад суверенитетов и становление родного государства пережили в нежном подростковом возрасте со всеми его отвлекающими от тяжелых реалий окружающей жизни факторами. А бизнесом занялись тогда, когда, по сути, закончились 90–е.

Значит ли это, что и дальше самые крутые бизнесмены будут рождаться только в Минске? Похоже, да. Концентрация денег здесь не уменьшается, количество необходимых знакомств растет, и, что греха таить, Минск предлагает, очевидно, лучшее образование, чем это могут сделать области. Но что это за образование? «8 участников топ–50, чей возраст не превышает 35 лет... имеют бизнес в информационных технологиях, являясь основателями известных белорусских IT–компаний». То есть, скорее всего, окончили БГУ, БГУИР, вряд ли БНТУ, точно не медицинский университет и не физической культуры. И окончили специализированные факультеты, потому что информационные технологии сложны, да еще и так быстро меняются, что выпасть из них «на время» или «стартовать позже» практически невозможно.

Но давайте не будем спешить завидовать им, «городским», и бросать камни из провинции в столицу. Потому что нынешняя IT–сфера, если разобраться, очень похожа на науку. Или на спорт. Здесь тоже каждый год начинают тысячи, до реальных результатов добираются десятки, чемпионами становятся единицы. А потом еще нужно подтвердить свой успех, закрепить, отстоять... Никакая удача не поможет, если она не наложена на привычку к тяжелому упорному труду. Думаю, даже если эта птица и мелькнет в окне, то, если ты не трудоголик, ты ее и не заметишь.

У знакомого сын по ночам не спит: сидит в чате или в скайпе (поймешь их разве?) с индийцами. Потому что те ночью спят, а совместный проект ждать не будет. Так они, наверное, могут себе позволить спать, а вот мы — нет! Ведь пока IT–сфера молода, не устоялась окончательно, не поделена на части, в ней можно и нужно закрепляться. Есть мозги, есть возможности — надо пробовать, надо делать! Тем более что и птица–удача как раз сейчас там летает чаще.

Согласен, если кто возразит, что мозги напрягают в Индии и в Беларуси, а всю добавленную стоимость, все сливки снимают в США или где там еще зарегистрированы айфоны, планшеты и прочие гаджеты? С одной стороны, это типичный «информационный колониализм», а я вот не хочу жить в колонии, пусть и информационной. С другой — мы ведь с вами рецепт знаем еще с тех самых 90–х: «Кормить надо лучше, они и не улетят». Вот по этой тонкой жердочке и надо пройти вместе — вместе! — с передовыми странами мира.

И возвращаясь к топ–200: как–то так получается, что из студентов, обучающихся реальным профессиям (в отличие от «облачной» IT–сферы), успешных и влиятельных бизнесменов больше не выходит. А ведь становились таковыми и даже пока еще держатся во главе списка и врачи, и машиностроители, и водники с летчиками, и электротехники.

mukovoz@sb.by

Советская Белоруссия № 104 (24986). Пятница, 3 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter