Кто лучше всех играет Пресли на гитаре

Сорок три года назад в апреле 1968 года состоялся I бит-фестиваль в Минском радиотехническом институте...

(Продолжение. Начало в № 64)


Сорок три года назад в апреле 1968 года состоялся I бит-фестиваль в Минском радиотехническом институте, ознаменовавший собой появление эпохи гитарных ансамблей и переход от эстрады к блюз-року и хард-року.


Итак, народ штурмовал II корпус РТИ, пытаясь попасть на концерты феста электрогитар. Одним из тех, кто лез тогда в актовый зал по водосточной трубе, был ныне опытный врач-стоматолог, член блюз-рокового Старклуба, а тогда студент мединститута, Виталий Зубов. Он проник в здание через окно женского туалета на втором этаже, причем ему помогли сами девушки, втащив за руки. Другие пробирались через крышу, подвалы. Ажиотаж был невероятный. Еще бы, ведь это был первый официальный фестиваль биг-бита, как тогда называли рок, в СССР. Справедливости ради надо сказать, что за несколько месяцев до минского подобный фестиваль был проведен в Ленинграде. Но на нем, по словам самих ленинградцев, доминировала эстрада, он был малоинтересен и в истории рока никакого следа не оставил.


Супергруппа "Алгоритмы"


Их выступление прозвучало как гром среди ясного неба. Оно было высокопрофессиональным, благодаря великолепной ритм-секции: Игорь Крупенио (бас-гитара), Петр Верлыго (ритм-гитара), Михаил Голод (ударные) и двум гениям - Евгению Коновалову (соло-гитара) и Вячеславу Ксендзову (орган).


Евгений Коновалов: гитарист - исполнитель от Бога. Импровизации его никогда не повторялись, и когда я, играя после фестиваля в "Алгоритмах" вместе с ним, иногда просил его повторить красивейший сет, сыгранный на предыдущем концерте, он простодушно отвечал: "А я и не помню, что я тогда играл". Его сочинения всегда были откровением, полным мысли и рискованных уходов в неизвестные последовательности нот, из которых Женя выходил самым красивым образом, всегда сохраняя блюз-роковый стиль. При этом он шевелил губами, будто пропевая то, что играл. Кроме острого гармонического и мелодического слуха, у него был острый тембровый слух. И он всегда использовал несколько тембров в одной композиции. Его игра была неким таинством, способным зачаровать и корифеев, таких, как Владимир Мулявин и Юрий Антонов, и целую плеяду молодых талантливых гитаристов.


На фестивале Коновалов с "Алгоритмами", кроме прочего, сыграл две инструментальные блюз-роковые композиции: свой знаменитый "13 маршрут" и знаковую "Флоренс" из репертуара квартета Робертса, которую, кроме него, играл Мулявин, а также и я. И если "13 маршрут" попал в фильм о фестивале, то "Флоренс" - нет. Может, кто-нибудь знает о судьбе записи этой композиции? Ведь за институтским корпусом во дворе стоял автобус-студия радио и телевидения, где на два огромных "Штудера" писалось все, что исполнялось на фестивале.


Игорь Крупенио рассказал мне, что, когда Коновалов в первый раз пришел в "Алгоритмы", Петя Верлыго сказал о нем: "Этот лажак вряд ли что сыграет". А через некоторое время Владимир Мулявин, который многое перенял у Коновалова и "Алгоритмов", на вопрос своих ребят, почему он передумал пригласить Коновалова в "Лявоны" - "Песняры", ответил: "Парень слишком быстро прогрессирует, у нас с ним будут проблемы". А несколько лет назад один из музыкантов золотого состава "Песняров" дал мне послушать уникальные записи, где уже сам Мулявин потрясающе импровизирует "по блюзу".


Вячеслав Ксендзов - еще один алгоритмовский гений. Его советский орган "Юность" звучал как "Хаммонд Б-3" великого органиста Джимми Смита, и многие клавишники записывали цифры настроек тембра, которыми пользовался Ксендзов в своей игре. Он сполна постиг таинство блюз-рока и так же, как Коновалов, завораживал своей игрой.


Анатолий Васильев под впечатлением игры Вячеслава пригласил его в Ленинград в "Поющие гитары", но всему помешал суицид Ксендзова. Его тонкая чувствительная натура не выдержала неразделенной любви к известной среди музыкантов роковой девушке Наташе. Пути гениев неисповедимы.


Игорь Крупенио - двоюродный брат Ксендзова, как и Вячеслав, имел за плечами музыкальную школу по классу фортепиано. Он был невероятно музыкален: великолепный басист, аранжировщик, автор музыки и текстов ко многим красивым песням в репертуаре "Алгоритмов". Вместе с барабанщиком Михаилом Голодом они составляли самую динамичную ритм-секцию на моей памяти, - когда я впервые заиграл с ними, словно неведомая сила приподняла меня над полом.


Петр Верлыго - ритм-гитарист с артистичной внешностью и красавицей гитарой, отделанной перламутром, идеально четко и ровно играл ритм.


Вместе со знаменитым звукорежиссером Владимиром Янголем это и есть первый состав "Алгоритмов", просуществовавший до потери Ксендзова в августе 68-го.


В обновленный состав влились: Владимир Беляев, Евгений Отставнов и я, автор этих строк...


(Продолжение следует.)


P.S. "Старклуб" приглашает всех музыкантов и любителей, всех, кто знал и ценил Коновалова, на вечер-концерт памяти гения гитары, который состоится 27 апреля в 19.00 в кафе The Loft по ул. П.Бровки, 22 (бывшая ул. Подлесная, 22 - перекресток с ул. Платонова).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter