Об опасностях на дороге

Кто лишний на дороге

Недавно в деревне Вулька–1 Лунинецкого района водитель мотоблока с прицепом наехал на девятилетнего школьника, стоявшего с велосипедом на краю проезжей части. Мальчишка с травмами плеча попал в больницу. По факту проводится проверка. Авария не совсем рядовая, особенно если учесть, что в одной точке оказались сразу три объекта, при виде которых даже опытный автомобилист невольно приходит в состояние повышенной концентрации. Это — мотоблок, ребенок и велосипед.


Не секрет, в сельской местности водители мини–тракторов, дети и велосипедисты зачастую правила дорожного движения попросту игнорируют и становятся виновниками порой страшных автокатастроф. Как два года назад в мае на гомельской трассе, где лоб в лоб столкнулись два грузовика, один из которых вышел на обгон мотоблока. Тогда погиб водитель одной из машин. Фуры горели так, что дым был виден за несколько километров. А несколько месяцев спустя в Волковысском районе с таким же полевым тихоходом, двигавшимся в темноте без габаритных огней, столкнулся рейсовый автобус: трое погибших, шесть травмированных...

Персональная сельхозтехника «выстреливает» в сводках постоянно. Вот совсем недавние ДТП. В марте в Белыничском районе «Фольксваген» «догнал» мотоблок. В апреле в Минском районе двое жителей деревни Петришки на мотоблоке въехали в забор местной школы. В начале июня водитель «Пежо» в Слуцком районе врезался в попутный мини–трактор. Для автомобилиста даже на скорости 60 км/ч небольшой, плохо заметный мотоблок, появившийся на дороге, сродни валуну, неожиданно выросшему перед самым носом. Можно просто не успеть резко затормозить. Обгон чреват лобовым столкновением. И если, как под Волковыском, такой тихоход будет ползти в темноте да без габаритов — риск ДТП увеличивается в разы.

Не случайно в инструкциях к мини–тракторам сказано, что они не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования. То есть выезжать нельзя даже на сельскую улицу, не говоря уже об областных или республиканских магистралях. Увы, практика показывает обратное.

С началом посевной и до конца уборочной каждый раз, попадая в глубинку на машине, я испытываю стресс. Например, в районе Ольшан за Столином. Уверяю: мини–тракторы там частенько выходят за границы полей. Сотрудники местной ГАИ рассказывали, что задерживали за рулем даже детей. Мальчуган лет десяти перевозил в прицепе капусту. Говорил: мол, папа велел отвезти груз дяде...

Самое интересное, что езда на мотоблоке по Кодексу об административных правонарушениях попадает под статью «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения». И наказывается штрафом в... половину базовой величины. Копейки даже для не слишком обеспеченных фермеров... Так что ездили и будут ездить.

Впрочем, если для водителей мини–тракторов предусмотрена хотя бы такая ответственность, то родителей, выпускающих своих чад на проезжую часть, не накажешь в принципе. Остается ждать беды? Я не случайно начал с того, что в аварии под Лунинцем фигурировал ребенок. По статистике от Брестской областной ГАИ, с начала года в регионе произошло 13 ДТП с участием несовершеннолетних. Один погиб, 13 получили различные травмы. Госавтоинспекция акцентирует внимание: в 11 случаях виноваты были те, кто находился за рулем.

Отчасти согласен. Автомобилист должен предпринять все меры, чтобы избежать наезда на пешехода. Нужно быть предельно внимательным. Но очень часто на деревенских улицах малышня буквально бросается под колеса! И даже на минимальной скорости порой у меня замирает сердце, когда пятилетняя девочка выбегает на дорогу за укатившимся мячом или неосторожный мальчишка на самокате летит мне прямо наперерез. И все это в нескольких метрах от капота. А родители — в парниках. Или, сидя на лавочке, спокойно наблюдают за опасными играми детей...

Обсуждая в интернете новость, ставшую поводом к таким размышлениям, кто–то подметил: «В деревнях свои правила. На мотоблоках там как ездили, так и будут ездить, коров как гнали, так и будут гнать, по проезжей части как ходили, так и будут ходить, а малые дети как играли там, так и будут играть. И кур да гусей на тротуар не уберешь. Поэтому нужно ограничить скорость движения на селе, вплоть до 30 км/ч, и создать должное количество искусственных неровностей».

Здравый смысл в этом есть. Коль не получается заставить сельчан подстраиваться под ПДД, возможно, нужно подкорректировать правила с учетом реалий. Но и порядок на дорогах никто не отменял. А его, увы, без серьезной ответственности за нарушения навести вряд ли получится.

alexbresta@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter