Кто куда, а я на биржу

Еще раз о прозрачности торговли
Еще раз о прозрачности торговли

У рынка лишь два божества — спрос и предложение. В их союзе и рождаются капиталы. Или испаряются. Это уж как повезет. Но ничего лучше открытой коммерции в мировой экономике пока не придумано. Считается, что именно на прозрачных торгах при участии множества купцов и продавцов формируются справедливые цены. По этой логике и создавалась два года назад Белорусская универсальная товарная биржа.

Это была не первая попытка. В начале 90–х у нас работало более 20 товарных бирж. Все они почили в бозе. Сказались правовой вакуум и экономическая нестабильность. Поэтому и БУТБ многие предрекали схожую судьбу. Однако время показало, что структура получилась вполне жизнеспособная. Только в минувшем году БУТБ организовала 375 торговых сессий. На них заключено 44 тысячи сделок на сумму более триллиона рублей. В результате экспортеры смогли получить 5 миллионов евро дополнительной выручки, а предприятия–потребители сэкономили от снижения цен порядка 18 миллиардов рублей...

Суммы приличные. Но специалисты считают, что они могли бы быть еще более убедительными. Однако далеко не все потенциальные участники торгов спешат выставлять свои лоты. Преимущества биржи с первого взгляда очевидны. Цена оптимальна. Документооборот уменьшается. Можно сэкономить на численности сбытовых и снабженческих структур, работая в удаленном режиме через Интернет. И все же... Удобства прозрачной торговли для многих остаются сомнительными. Поэтому часть сделок все еще заключается по тендеру.

Здесь как будто в основу тоже положена конкуренция. Но характер взаимоотношений партнеров может быть более кулуарным. Поэтому многие предприятия, имеющие свои схемы продвижения товара, пока на биржу смотрят искоса.

— Дело доходит до того, что от нас даже скрывают партнеров, с которыми работают, — говорит председатель правления Белорусской универсальной товарной биржи Аркадий Саликов. Так было в прошлом году, когда БУТБ организовывала торги по экспорту сухого молока и казеина.

— Нас пытались убедить в том, что этот рынок совершенно «небиржевой» и только Россия проявляет к нему интерес, — говорит А.Саликов. — Говорили, что круг покупателей очень ограниченный. Не более 10 фирм. Работая с ними напрямую, отечественные молокозаводы в штыки восприняли решение Правительства о том, что казеин должен продаваться через биржу. В преддверии вступления его в силу они заранее отгрузили своим партнерам значительные объемы товара. И позже, когда начались торги, покупателей на него почти не оказалось.

Продавцы фактически бойкотировали торговлю. Молоко продавалось слабо. Цена на него была низкой. Но когда биржа стала отрабатывать другие государства, оказалось, что на России свет клином не сошелся. Сегодня сухое молоко в Беларуси покупают почти 20 стран, а на российский рынок за первое полугодие его ушло лишь 20 процентов. Остальное — в дальнее зарубежье. Разумеется, существенно возросла и цена.

— Интерес производителя, казалось бы, очевиден, — считает председатель. — Но, видимо, был еще интерес и конкретных руководителей, которые принимали решения...

Похожая ситуация сложилась уже в этом году. На этот раз с предприятиями концерна «Беллесбумпром». В конце мая решением Правительства был расширен перечень товаров, сделки с которыми подлежат заключению на бирже. В него вошли фанера, ДСП, спички. Большая часть этой продукции идет на экспорт. «Интересно, что эти товарные позиции были включены в перечень как раз по инициативе концерна, — продолжает Аркадий Саликов. — Но сами производители — предприятия, подведомственные «Беллесбумпрому», — фактически бойкотируют принятое решение. Они говорят в том же духе: у нас уже есть свои партнеры...»

Как и в случае с молоком, производители фанеры и спичек сработали на опережение, заключив долгосрочные контракты. Тщательно скрывают тех, с кем они имеют дело. Получается, что государство стремится сделать этот процесс торговли прозрачным, установить рыночные цены, но встречает противодействие.

В апреле на заседании Президиума Совмина детально рассматривалась работа БУТБ. Обсуждались и названные проблемы. «Все прекрасно понимают, что психологию руководителей в одночасье не изменишь, — отмечает Аркадий Саликов. Большинство из них опасается идти на биржу, боясь перемен...»

Однако не будем идеализировать биржу. Свои проблемы есть и здесь. О них говорят и те, кто обходит торги стороной, и те, кто уже давно и плотно на них освоился. Скажем, один из представителей регионального предприятия после торгов по металлопродукции отмечал существенное неудобство. Теперь для заключения контрактов ему приходится часто ездить в столицу. Впрочем, здесь есть чем возразить. Во–первых, можно работать по удаленному доступу. Во–вторых, в скором времени БУТБ обещает создать сеть региональных филиалов.

А вот претензия посерьезнее — качество приобретаемой через биржу продукции и финансовая дисциплина.

Первое в большей степени касается леса. Случаи, когда заключившему сделку купцу отгружается древесина, не соответствующая заказу, не так уж и редки. Брокер не ходит по лесу или складам, а оперирует лишь электронной информацией. Продавцы же, случается, хитрят. Даже если все параметры заранее оговариваются в договоре. Проблема, в принципе, решаема. Но на это уходит время — известный синоним денег. Аркадий Саликов уверяет, что биржа всегда помогает решить спорные ситуации. В отношении финансов и вовсе занимает очень жесткую позицию. Еще до того, как покупатель или продавец допускаются к торгам, их состоятельность тщательно проверяется. Но все же дыма без огня не бывает. И если именно эти проблемы участники торгов называют главными, значит, не все еще так гладко, как хотелось бы...

В кабинете председателя правления мы еще долго говорили на тему ценообразования. О том, что биржевые котировки должны ложиться в основу цен, которые устанавливает Минэкономики, об обязательном перечне биржевых товаров... По этому поводу Аркадий Саликов рассказал мне любопытную историю. Во время недавней поездки в Польшу он общался с коллегами с Варшавской товарной биржи. Там он поинтересовался вопросом: есть ли какие–то нормативные предписания, обязывающие продавцов и покупателей совершать сделки именно через биржу? Нет, таких документов в Польше нет. Но в то же время выясняется один любопытный момент, касающийся господдержки сельхозпроизводителей. Когда они заполняют заявление на помощь, обязаны указать механизм ценообразования. Если работают по прямым договорам и цену определяют на основе двусторонних соглашений, то на помощь со стороны государства могут не рассчитывать. А вот если цена определяется по результатам биржевых торгов, то запрос будет удовлетворен... Что ж, тоже метод вовлечения в цивилизованную торговлю. Но все же главное здесь, пожалуй, аспект ментальный. Руководителям необходимо наконец научиться размышлять по–рыночному. Ну и, разумеется, ставить во главу угла именно стратегические интересы возглавляемых предприятий.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter