Кто крайний?

Финансовый кризис: Европа обвиняет Уолл–стрит

Финансовый кризис: Европа обвиняет Уолл–стрит


Американские законодатели то протягивают, то одергивают руку — президент Джордж Буш ждет, когда же они подпишут 700–миллиардный счет. Этот счет и называют планом по выходу из финансового кризиса. Конгрессменов останавливают мысли о ноябрьских выборах, когда предстоит не только выбрать нового президента, но и переизбираться им самим. Американский же избиратель подозревает, что государство хочет залезть ему в карман, чтобы спасти спекулянтов с Уолл–стрит. Нерешительность властей США провоцирует нестабильность на мировых биржах. Волна финансового кризиса докатилась до Европы и накрыла некоторые крупные банки. Канцлер Германии Ангела Меркель не сдержалась и публично призвала Вашингтон срочно что–то предпринять. «Это имеет невероятно большое значение», — уверена глава самой большой экономики Старого Света.


Когда палата представителей в понедельник отвергла план Буша, биржевой индекс Доу-Джонса потерял 7 процентов. Это самое крутое пике за всю столетнюю историю существования индекса. Паника, охватившая Нью–Йорк, превзошла реакцию на теракты 11 сентября. «Однако финансовое цунами, проходя через океан, потеряло свою силу», — отмечает радиостанция «Дойче велле». Большинство немецких аналитиков считает, что, в конце концов, американская программа помощи финансовой системе будет принята. Но новости, приходившие в последние дни с европейских фондовых рынков, не внушали оптимизма.


Частичная национализация финансовой компании Fortis, реклама которой постоянно крутится по «Евроньюс», обошлась странам Бенилюкса в 11 миллиардов евро. Во вторник пришла очередь спасать бельгийско–французский ипотечный фонд Dexia. Тогда же правительство Ирландии вынуждено было гарантировать возврат вкладов в шести крупнейших банках острова, чтобы вернуть к ним доверие клиентов. Доверие вернулось, но теперь в случае их разорения правительству придется платить по своим гарантиям 500 миллиардов евро — сумму, в два раза превышающую ВВП.


Впервые жертвой финансового кризиса чуть было не стал немецкий банк, мюнхенский гигант ипотечного кредитования Hypo Real Estate. Он, как и многие другие, погорел на том, что активно инвестировал в американскую ипотеку. Канцлер ФРГ Ангела Меркель поддержала 27–миллиардный план по спасению Hypo Real Estate. Во избежание дальнейших трат она, надо полагать, и обратилась к коллегам за океаном. Будущее мировой финансовой системы во многом зависит от того, с какими потерями выйдут из кризиса США, поэтому туда сейчас обращены все взоры. По поводу будущего — газета «Нюрнберг нахрихтен» призывает «переходить от ничем не ограниченного дикого капитализма англосаксонского образца к новой, глобально ориентированной социальной экономике». Самое печальное во всем этом, что никто пока не берется предсказать, что кризис будет скоро преодолен.


Любопытно


По подсчетам американской финансовой компании Meryl Lynch (той самой, которая едва не обанкротилась в результате финансового кризиса), в прошлом веке доходность фондового рынка США составляла около 10 процентов годовых. Эта величина никогда не была постоянной: к примеру, в 1930–е годы, когда за океаном бушевала «великая депрессия», доходность на Уолл–стрит была отрицательной, а в послевоенные 1950–е годы она была максимальной — ценные бумаги прибавляли в цене почти 20 процентов в год. Подсчитано, что 1 тысяча долларов, вложенная в акции, котирующиеся на Нью–Йоркской фондовой бирже в 1900 году, в 2000 году превратилась бы в 20 миллионов долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter