Кто кого переубедит?

Сегодня состоятся праймериз в четырех американских штатах (Техас, Огайо, Вермонт, Род–Айленд). Их результаты позволят прояснить картину, особенно у демократов, у которых пока нет явного фаворита...
Сегодня состоятся праймериз в четырех американских штатах (Техас, Огайо, Вермонт, Род–Айленд). Их результаты позволят прояснить картину, особенно у демократов, у которых пока нет явного фаворита.

Вопросы внешней политики, за исключением, пожалуй, Ирака, не играют решающей роли в развернувшейся предвыборной борьбе в США. Избирателей прежде всего волнуют насущные внутренние проблемы, от которых зависит их благополучие.

Тем не менее внешнеполитический аспект президентской гонки не стоит сбрасывать со счетов.

Кандидаты в президенты изложили, пусть и в довольно абстрактной форме, свои представления о внешней политике на страницах журнала Foreign Affairs.

Республиканцы Дж.Маккейн и М.Хакаби склоняются к продолжению политики односторонних действий в духе Буша–младшего, но призывают к ее коррекции. Для республиканцев любой окраски характерна ставка на военное превосходство США и «американское лидерство» в мире с опорой на «жесткую силу» (военные и экономические инструменты). Маккейн твердо выступает за «победу» США в Ираке, призывая при этом к более эффективному применению военного рычага. Известен он и как жесткий оппонент России — вплоть до того, что предлагал исключить ее из G8 — «большой восьмерки».

Демократы Х.Клинтон и Б.Обама говорят о необходимости скорейшего вывода американских войск из Ирака. При этом позиция Абамы более радикальна: он обещает вывести все войска примерно за 15 месяцев (по одной бригаде в месяц), а Клинтон допускает возможность оставить в Ираке какую–то часть сил США. Оба кандидата используют риторику, выражающую готовность учитывать мнения союзников США и международных организаций.

Демократы надеются поправить изрядно подпорченную Бушем репутацию США в мире, вернуть Америке имидж «доброжелательного гегемона». Им импонирует функция «честного брокера» для США в международной системе, а не «мирового полицейского». В концепциях демократов традиционно заметен акцент на «мягкую силу» — возможности дипломатии, привлекательность идей и идеалов. Демократы высказываются в пользу того, чтобы прекратить высокомерное поведение США на международной арене. По словам Обамы, необходимо «восстановить моральный авторитет Америки в мире». Он, кстати, выступает за переговоры с Ираном и КНДР без всяких предварительных условий.

Если выборы выиграет демократ, можно прогнозировать потепление в трансатлантических отношениях. Если же победа достанется республиканцу, смещение акцентов в трансатлантической политике, скорее всего, будет незначительным. Внимательно следят за ходом американских предвыборных баталий в Европе. Например, в Германии согласно результатам последнего опроса, проведенного Германским фондом Маршалла, авторитет США в глазах немцев упал до самой низкой отметки с 1945 года.

Что касается отношения к России, то, пожалуй, никто из кандидатов из обеих партий не находит в ее адрес добрых слов. В случае победы демократа обвинения в «отступлении от демократии» и «сползании к авторитаризму» в России, уже вошедшие в обиход у нынешней команды Белого дома, могут принять еще более острую форму. Впрочем, и от республиканцев в этом смысле вряд ли стоит ожидать более разумных оценок и подходов. Скажем, призыв Маккейна к созданию некой глобальной «Лиги демократий» во главе со странами НАТО не сулит ничего обнадеживающего.

Одно можно сказать вполне определенно: никто из нынешних кандидатов не откажется от стержневого для американской политики ориентира, согласно которому для Соединенных Штатов всегда были и остаются на первом плане их собственные национальные интересы.

Анатолий Розанов, профессор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter