Кто кого и зачем?

Эту фразу — «Лучше санкции, чем война» — довелось услышать несколько раз на обсуждениях проблемы из уст людей, как правило, иностранцев, которые с известной долей симпатии относятся к России. То есть для Москвы санкции благо в создавшейся ситуации. Это, правда, напоминает известный заказ киллеру: избить, можно покалечить, но не убивать. От чего, понятно, жертве не легче. Но дело не только в этом. Есть в приведенной фразе некая двусмысленность, связанная с выбором из двух нежелательных альтернатив. В логике это называется дилеммой. Так вот, может, не надо никаких санкций, не говоря уже о войне? Но палата представителей и сенат США проголосовали — фактически единодушно за санкции и то же сделал президент страны.

Санкции тем самым фиксируют наше внимание на нескольких вещах. Первое — это долгоиграющий проект, достаточно в этом контексте вспомнить пресловутую поправку Джексона — Вэника (санкции против СССР в связи с запретом свободного выезда граждан из страны). Под санкциями России придется жить долго, если не произойдет событий катастрофического масштаба. Второе — это демонстрация США своего желания любыми средствами сохранить статус–кво, связанное с лидерством страны и претензией на гегемонию в будущем. Третье — это подрыв экономической мощи России, связанный прежде всего с атакой на топливно–энергетический комплекс, и достижение того внутриполитического состояния, при котором выборы 2018 года в пользу действующего руководителя страны будут как минимум проблематичными.

Другими словами, старый большевистский лозунг времен классовой борьбы сегодня в международном поле принял ту же форму: «кто кого». Просто обратите внимание, сколько на новостных лентах российских информагентств стало сюжетов, посвященных армии и флоту, — многое станет понятно. Что касается США, то достаточно вспомнить цифры военного бюджета этой страны, многократно превышающие российский, да не только российский. В прошлом веке уже писали бы, что «родину заволокли тучи», что «запахло порохом», нынче хватает ума этого не делать, но от этого нисколько не легче.

Все же упования на то, что кто–то поможет со стороны, достаточно эфемерны. Вот ныне высказываются надежды на то, что Евросоюз может выдвинуть свои требования США, в Брюсселе «думают», как отреагировать на принятый палатами парламента США 200–страничный документ, поскольку задеты интересы самих европейцев («Северный поток–2» и т.д.). Но практика показывает, что старый марксистский тезис о приоритете экономики над политикой срабатывает далеко не всегда. Достаточно в этой связи вспомнить продолжающиеся санкции со стороны ЕС по отношению к России: тысячу раз было сказано, как они мешают экономическому развитию всех сторон, и что с того? Понятно что: санкции продолжаются. Есть еще и фактор союзнических отношений. Сколько бы ни рассуждали о противоречивых отношениях между, например, г–жой Меркель и г–ном Трампом, о непонимании между ними по ряду вопросов, в случае резкого обострения обстановки понятно, на чьей стороне баррикады будет немецкая г–жа канцлерин.

Возникает закономерный вопрос: как быть России? Один тезис заявлен, и совершенно справедливый тезис: не суетиться. Хотя сегодня ясно: ресурс осторожности закончился и политическое руководство страны решилось на жесткие меры.

Далее, вновь просыпаются надежды на то, что Россия свою теоретическую самодостаточность наконец–то превратит в самодостаточность практическую, прежде всего по уровню жизни своих собственных граждан. Что Дальний Восток удастся освоить, что в деревнях можно заасфальтировать дороги и везде провести газ, что никто не будет писать Президенту во время открытого общения со страной одних и тех же писем, о бараках, в которых страшно жить, о проблемах с медициной и прочее. Помнится, во время президентства Д.Медведева была принята замечательная программа развития страны, озвученная в одном из посланий народу и парламенту, но ее реализация тоже задерживается, понятное дело, по объективным причинам. Если судить по примерам из прошлого, такая ситуация является, скорее, нормой и за кризисом неизбежно наступает период социальных бурь, революций, войн, когда людям приходилось напрягать все силы, чтобы выстоять в прямом военном и политическом противостоянии.

О странности этой ситуации кто только не писал — Лермонтов, Достоевский, Толстой, Тютчев, Розанов, современные авторы, но есть, очевидно, загадка и в истории страны, и в ее характере, которую разгадать невозможно. Правда, одна истина просматривается ясно: не надо пугать Россию, смысла нет. Как не надо пытаться ее поделить, сломать, приспособить к своему пониманию приоритетов. Это же Россия!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter