Кто кого?

Высокая культура земледелия требует от промышленников сверхкачественной техники

Читая сводки с полей, обратил внимание на любопытную деталь. В сообщениях о передовиках жатвы упоминаются комбайны, на которых был достигнут лучший намолот. В основном это голландские «Нью Холланды», немецкие «Лексионы», американские «Джон Диры». Чем дальше уборочная — тем реже упоминания о гомельских КЗС. Почему так?..


На днях генеральный конструктор Минпрома по зерноуборочной и кормоуборочной технике А.Дюжев назвал интересную цифру: в парке зерноуборочных машин страны 55 процентов приходится на белорусскую технику. То есть количественно своя техника на полях доминирует. В Минпроме полагают, что эффект от собственных машин огромен. Производя комбайны, удалось сэкономить на закупках импортной техники 900 миллионов долларов. В валютном выражении эффект действительно очевиден. Но как насчет эффективности? Почему лучшими в уборочном марафоне оказываются зарубежные брэнды?


Знающий толк в аграрных вопросах читатель заметит, что жатва жатве рознь. Если в агрокомбинате «Холмеч» Речицкого района урожайность зерновых — за 80 центнеров с гектара, а в СПК «Снов» Несвижского района она приблизилась к сотне центнеров, то понятно, что именно у здешних комбайнеров больше шансов выйти в передовики. И то, что в подобных хозяйствах упор делается на импортные энергонасыщенные комбайны, тоже не вызывает вопросов. В странах — производителях этих машин урожайность 30 — 40 центнеров с гектара (а это сегодня средний показатель в наших бывших колхозах–совхозах) для фермера словно клеймо. Недавно мне довелось общаться с одним американским землевладельцем. Он рассказал, что если бы собирал и по 50 центнеров с гектара, то давно бы уже обанкротился.


Высокая культура земледелия требует от промышленников сверхкачественной техники. Для тех же хозяйств, где собирают по 10 — 20 центнеров с гектара (а такие у нас, к большому сожалению, еще имеются), сверхмощные «Нью Холланды» и «Джон Диры» — это не более чем дорогостоящие игрушки. Для этих агрокомбинатов и ходовой гомельский комбайн КЗС–10 окажется избыточно мощным.


Однако если говорить не о крайних случаях, а о типичной для нашего села картине, то стоит признать, что гомельская техника вполне отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней «среднестатистическое» белорусское поле. Правда, иногда от аграриев доводится слышать претензии к цене отечественных комбайнов. По их словам, если бы современная модель «Нью Холланда» ввозилась в страну беспошлинно, то ее цена составляла бы не миллиард рублей, а цифру, едва ли не в два раза меньшую. То есть прейскуранты на лучшие зарубежные комбайны и белорусские машины сейчас почти не отличаются.


Впрочем, промышленники заверяют, что через год–два все изменится. Сегодня, несмотря на приличные цены, «Гомсельмаш» отгружает часть своих комбайнов даже в убыток себе. Но когда выпуск энергонасыщенных машин КЗС–12 и КЗ–14 станет массовым, сработает «эффект масштаба». Сходящая с конвейера техника подешевеет, а гомельское предприятие получит дополнительные прибыли. Кроме того, цены, по расчетам, должно снизить и увеличение в белорусском комбайне «отечественной составляющей». Комбайнеры, с которыми мне довелось общаться за время последних командировок, высказывали надежду, что белорусская техника приблизится по удобству к лучшим импортным образцам. «В немецком комбайне можно даже спать, он сам все сделает чисто и аккуратно, — делились со мной впечатлениями работники «Большевик–Агро» Солигорского района. — Наши новые комбайны тоже хорошие. Но работать есть еще над чем». В другом хозяйстве привели такой пример: новую модель гомельского комбайна оборудовали кондиционером. Комбайнеру вроде бы благодать. Да вот нюанс: кондиционер установлен снизу и охлаждает только ноги, а голова плавится от жары...


В общем, отечественным производителям предстоит еще кропотливая работа. Но уверен, на «Гомсельмаше» это понимают ничуть не хуже, чем в хозяйствах. Наши конструкторы полны амбиций и, надо полагать, мечтают о том дне, когда смогут вызвать на показательную уборку любого иностранного гранда. Так же, как бросают вызов всем импортным машинам новые тракторы МТЗ. Думаю, состязание комбайнов может получиться захватывающим...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter