Кто хозяин поля?

ВОЗЛЕ деревни Великая Гать механизатор СПК «Святая Воля» Максим Ковалевич сажает картофель. На краю поля, где уже проехала сажалка, лежат не заделанные в почву клубни, рассыпаны калийные удобрения. — Как это понимать? — интересуюсь у механизатора. Тот пожимает плечами. Главный агроном хозяйства Василий Тертюк поспешил на выручку: — Наведем порядок.

На этот вопрос в Ивацевичском районе отвечают: «Все!» И не хотят разговаривать о создании звеньев по выращиванию картофеля.

ВОЗЛЕ деревни Великая Гать механизатор СПК «Святая Воля» Максим Ковалевич сажает картофель. На краю поля, где уже проехала сажалка, лежат не заделанные в почву клубни, рассыпаны калийные удобрения. — Как это понимать? — интересуюсь у механизатора. Тот пожимает плечами. Главный агроном хозяйства Василий Тертюк поспешил на выручку: — Наведем порядок.

На следующий день был на картофельном поле соседнего района в ОАО «Березовская машинно-технологическая станция» и не видел такой оплошности.

Максим Ковалевич в «Святой Воле» на посадке картофеля работает лишь второй год, и мастерству в этом деле, можно сказать, как следует не научился.

— А как вы смотрите на то, чтобы картофель выращивали не все механизаторы, как у вас, по принципу «кого на какую работу пошлют, тот ее и выполняет», а звенья. Вот вы, например, хотели бы звеньевым быть?

— А кто такой звеньевой? — робко поинтересовался Ковалевич. — Что он должен делать?

— Сомневаюсь, нужны ли нам звенья, — высказал свое мнение главный агроном. — У нас все механизаторы отлично выполняют свою работу.

Пришлось рассказать о лучших звеньевых по картофелю нашей республики, которые до перестройки получали рекордные урожаи второго хлеба, за это присваивалось даже почетное звание Герой Социалистического Труда. Вспоминаю братьев Евгения и Юлия Жлобов из Краснопольского района, Романа Ваньковича из Столбцовского, Константина Шавеля из Узденского, Олега Казачка из Любанского районов и других.

 У Казачка, например, по тем временам был невиданный урожай — 505 центнеров клубней с гектара. Именно звенья добивались тогда самых высоких результатов. К ним приезжали изучать опыт механизаторы и агрономы из многих районов республики.

А сегодня кто к кому ездит? В том же Ивацевичском районе есть хозяйства, которые получают более чем по 250 центнеров картофеля с гектара. В то же время на таких же землях некоторые сельхозпредприятия накапывают в два раза меньше клубней. Но что удивительно, на нынешний год большинству хозяйств «спущен сверху план» урожайности картофеля в пределах 200—220 центнеров с гектара. В целом по району — 228,6 центнера.

25 лет назад сборы картофеля в районе были выше: в пределах 250 центнеров на круг. Через четверть века пятится назад? За это время появились новые, более урожайные сорта, в хозяйства пришла современная, высокопроизводительная техника, усовершенствована технология, возросло мастерство механизаторов. И все это не в счет? Мне могут возразить — после урожайных лет были и неурожайные: в 2000 году, например, собрали лишь по 80 центнеров с гектара, в 2001-м — по 81 центнеру. Тогда и дожди помешали вырастить хороший картофель, и заморозки натворили бед. Да, такое было. А в прошлом году вышло 156 центнеров с гектара, позапрошлом — 133, в 2008-м — 192. За 200 центнеров район перешагнуть никак не может. Между прочим, почвы для возделывания картофеля вполне благоприятные. Так в чем же дело?

Земледельцы говорят: урожай с семян начинается. Эту аксиому подтвердила агроном-семеновод экспериментальной базы «Майск» Любовь Король:

— Мы выращиваем сорта «скарб», «крыніца», «диана», «молли», «брыз», «лилея» и «уладар». Если «крыніца» на торфяниках дает 300 центнеров с гектара, то на минеральной почве — 180—190. И наоборот, «скарб» на «минералке» превышает 300 центнеров, а на торфяниках собираем его 220 центнеров. Исходя из этого надо было бы «жонглировать» сортами, но не можем. Мы хотя и эксбаза по картофелю, но на сорта не очень-то богаты — не хватает денег на сортообновление. Что уже говорить о рядовых хозяйствах?

В СПК «Святая Воля» основной сорт «скарб» дает до 200 центнеров клубней с гектара, «санта» — 150 и «атлант» — 160 центнеров. Сорта не новые и не очень-то урожайные (за исключением «скарба»). Надо бы провести сортосмену и сортообновление — требуются немалые деньги, но на эти цели их, как обычно, не хватает.

Хотя, чего скрывать, картофель — очень даже прибыльная культура. В эксбазе, например, один рубль, вложенный в производство его, дает 2,5 рубля прибыли, а в рядовом СПК «Святая Воля» выходит один к двум. Сам картофель, как видим, мог бы за себя «постоять», но заработанные им деньги расходятся на другие цели.

Думается, созданные картофелеводческие звенья, согласно их договору с хозяйством, не позволили бы отвлекать заработанные ими деньги в больших объемах на развитие других отраслей хозяйства. Значит, везде нужно максимально использовать резервы, чтобы каждая отрасль давала прибыль. А картофелеводство — тем более.

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter