О преференциях для ребят, которые учатся в агроклассах

Кто хочет стать сельским... миллионером?

В этом году выпустятся первые ученики агроклассов. Идею набирать ребят на профильные факультативы в свое время подал Глава государства. Тогда же прозвучал и проблемный вопрос: дети поступают в аграрные вузы, но захотят ли потом остаться в деревне? В хозяйствах после отработки оседает лишь половина выпускников. Агроклассы эту проблему должны снять. А на днях министр сельского хозяйства и продовольствия Анатолий Хотько на встрече с учениками одного из таких курсов в Орше сказал, что, отучившись, ребята смогут попасть в профильные университеты без вступительных испытаний. Повысит ли эта новация авторитет сельхозспециальностей?


Проект по открытию профильных классов аграрной направленности работает в школах с сентября 2018 года. Тогда все начиналось примерно с 200 таких групп и тысячи учеников. Сегодня их уже 400, где обучается почти 2500 детей. Цифры говорят сами за себя: за полтора года интерес к профилю вырос. Во многом и потому, что у старшеклассников появилась отличная возможность примерить на себя профессию еще в школе. Это, если хотите, своего рода преференция для абитуриентов. Понравится — отлично, нет — можно успеть рассмотреть другие варианты поступления. Никто не обязывает ребят штурмовать лишь аграрные вузы. Но даже в таком случае время потерянным не назовешь — знания пойдут на пользу. 

Правда, по результатам собеседования стать студентом можно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, выпускник должен оту­читься именно в классе аграрной направленности. Во-вторых, отметки в аттестате по профильным предметам не ниже семи (для аграрных специальностей по химии и биологии, для инженерных — по физике и математике). В-третьих, иметь целевое направление из хозяйства, куда пойдет по окончании вуза, уже будучи молодым специалистом. Именно последний пункт позволит исключить случаи, когда идут в аграрные вузы ради диплома. Вряд ли грамотный руководитель, который впервые увидит выпускника школы перед подачей документов, даст тому целевое направление. Зачем такой специалист, пусть и «дипломированный», хозяйству? 

В Василишках Щучинского района идут вот по какому пути. Помимо основной части программы (изучения профильных и специальных предметов), здесь делают акцент на практике. Ребята — частые гости базового хозяйства ОАО «Василишки». Директор своих, как говорится, знает в лицо. Общаются на предприятии и в школе. Практикуется здесь и так называемая неделя сотрудничества, когда пишут сочинения, оформляют газеты, герои которых — работники местного хозяйства, участвуют в викторине «Кто хочет стать сельским миллионером?». Итог — шесть 11-классников занимаются по спецкурсу. Большинство целенаправленно собирается в профильные учебные заведения. К примеру, один из них, Виталий Батуро, готовится в Гродненский аграрный университет. По биологии и химии отметки хорошие — 8 и 9. Но радует парня и то, что уже многое успел узнать о будущей специальности — агрономии. Ребята ездили на экскурсии по району в СПУ «Протасовщина», ООО «Праймилк». Уже не скажут на 3-м курсе или того больше — по прибытии на работу, что не представляли специфику отрасли.

Преференции для выпускников агроклассов видятся только положительными. В последние годы наблюдается отток из АПК. В этом свете понятно, что профориентацией нужно заниматься со школьной скамьи. Так в будущем хозяйства получат не только образованных работников, но и таких молодых специалистов, которые позже утратят этот статус, только уже в рамках предприятия. А это и есть конечная цель всей цепочки «школа — вуз — хозяйство».

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter