Беларусь недополучила более 10 миллионов долларов из-за падения объем автомобильных перевозок

Кто изъял у наших перевозчиков пятую скорость

Новый транспортно-логистический центр открыт неподалеку от агрогородка Клейники Брестского района. Проект обошелся в 318 миллиардов рублей.
НОВЫЙ транспортно-логистический центр открыт неподалеку от агрогородка Клейники Брестского района. Проект обошелся в 318 миллиардов рублей. Сумма немалая, но перспективы солидные. Главный плюс в местоположении. Современная сервисная зона для грузоперевозчиков прописалась рядом с самым крупным в республике пунктом пропуска на белорусско-польской границе. Через «Козловичи» из Европы в страны Таможенного союза и обратно ежедневно следует около двух тысяч автопоездов. Несомненно, в условиях ЕАЭС роль транзитного и транспортного потенциала республики значительно возросла. Но используется он далеко не полностью.

По данным Белстата, в 2014 году объем автомобильных перевозок сократился почти на девять процентов. В результате Беларусь недополучила более 10 миллионов долларов. По перевозчикам в первую очередь срикошетили взаимные санкции ЕС и России.

Свою лепту внес и Россельхознадзор. Многие разрешения на транзит товаров через Беларусь, маршрут следования которых проходит по российским дорогам, были аннулированы. В том числе и в Казахстан. В то же время активизировались поставки российских контрабандных товаров в страны Европейского союза через Беларусь. Резкое падение курса российского рубля заметно повысило их привлекательность. Так, таможенные органы говорят о двукратном увеличении количества контрабандных сигарет по сравнению с 2013 годом — до 120 миллионов штук. Возобновился поток нелегального российского алкоголя. Серые схемы, естественно, статистика не учитывает. Да и на украинском направлении сейчас далеко непросто.

Факты грустные, и серьезных оснований для позитивных прогнозов пока нет. Но и это еще не все. Самое печальное, что в сложной экономической ситуации перевозчиков лишили возможности полноценно конкурировать на рынке Евразийского экономического союза. 

В 2015 году перед отраслью Правительство поставило задачу увеличить экспорт услуг автотранспорта в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом. С учетом первоначальных планов ЕАЭС без изъятий и ограничений достижение таких результатов казалось очевидным. Однако с 1 января прийти к единому рынку транспортных услуг не удалось. 

О негативных последствиях недоговоренностей не раз предупреждал Президент. Прогнозы полностью оправдываются. Да, белорусские дальнобойщики смогут доставлять отечественную продукцию в Россию и Казахстан в любом количестве. А вот с грузами из третьих стран по-прежнему придется перемещаться по ЕАЭК как иностранцам и получать соответствующие разрешения. 

Все бы ничего, но Россия значительно урезала их количество. Для Беларуси число разрешений уменьшилось в четыре раза. В 2015 году отечественные перевозчики смогут совершить на 10 тысяч поездок меньше. По предварительным подсчетам недополученная прибыль составит около 32 миллионов евро. В итоге евразийский рынок перевозок занимают конкуренты из соседних европейских стран. В основном поляки и литовцы.

Как говорится, зная, где упадешь, подослал бы соломки. Предвкушая дивиденды от создания единого рынка транспортных услуг, о диверсификации маршрутов отечественные дальнебойщики вовремя не позаботились. Теперь надо догонять на пятой скорости. В первую очередь, в направлении Казахстана. За ним необъятные просторы Китая и Монголии. 

Правда, в 2014 году уже освоено несколько новых направлений. Среди адресов — Босния и Герцеговина, Македония, Азербайджан. Но они вряд ли компенсируют все потери. Сдержать затраты невозможно. Растут расходы на топливо, введены дополнительные сборы, дорожают услуги связи. Многие предприятия отрасли уже сейчас балансируют на грани нулевой рентабельности.

А вопрос отмены разрешительной системы в ЕАЭС отложен на неопределенное время. Результат многоуровневых переговоров по этой теме оказался неутешительным. Есть, правда, надежда на единый таможенный кодекс стран — членов ЕАЭС, который унифицирует правила международных перевозок. Его планируется принять в 2015 году. Надеемся, на этот раз без ограничений и изъятий.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter