Пятиэтажку на 40 квартир по улице Северной сдали 31 октября 2016 года. Кирпичное здание со стороны выглядит добротным, даже красивым, но, как уверяет председатель товарищества собственников Раиса Поправка, впечатление обманчиво:
— С первых дней соседи приходили и рассказывали о том, что у них подтекают унитазы и уже откровенно текут лопнувшие по шву краны на горячую и холодную воду. И если с последними генподрядчик «Витебскоблсельстрой» решал вопрос за день-два, то в ответ на просьбу заменить или отремонтировать унитазы мы слышали, что виноваты в этом сами — видимо, сломали каким-то непостижимым образом.
Между собой жильцы зовут дом «многодетным», в большинстве семей здесь воспитывают по трое-пятеро малышей. Пока мы беседуем с председателем, подходят другие мамочки, и каждой есть что добавить в копилку претензий. Марина Арябкина, которая и решилась позвонить в облисполком, говорит о самом злободневном:
— Дому полгода, а в нем нет нормального водоснабжения! Горячая вода вроде бы есть, но для жителей верхних этажей это роскошь. Чтобы помыть голову, спускаю воду по полчаса, да и напор слабый.
Выясняется, что все это — последствия затопления подвала. В курс дела вводит председатель ТС:
— По соседству с нашим домом находится канализационно-насосная станция УП ЖКХ «Витрайкомхоз», обеспечивающая приток и откачку водных стоков в микрорайоне. В феврале эта самая станция дала сбой, и все стоки пошли обратно, прямиком к нам в подвалы. Обратились к подрядчику, который откачал все это «добро» через… две недели. Через неделю ситуация повторилась. На этот раз воду убрал «Витрайкомхоз». А в марте подвал затапливало трижды. Откачивали воду силами штатного сантехника товарищества, взяв у «Витрайкомхоза» необходимое приспособление. В результате «всеподвального потопа» выведены из строя циркуляционные насосы и оборудование теплопункта, повреждена изоляция трубопроводов.
Вместе с жильцами спускаемся в подвал. Потеки на полу, жуткая сырость и запах застоявшейся воды, который до сих пор не ушел, несмотря на то, что все двери открыты. До какого уровня стояла вода — больше чем на полметра — «очерчено» белесыми разводами. В помещении, отведенном под теплопункт, все напоминает о потопе. Система автоматического регулирования температуры не работает — отказал напольный теплодатчик, на регуляторе до сих пор горит кнопка «авария». Выехавшие на место специалисты облсельстроя вынесли вердикт: ремонту не подлежит. Чтобы починить автоматику, нужны средства, и немалые. К примеру, покупка новых насосов — это уже 1400 рублей.
«Неужели придется платить самим, ведь дом на гарантии?» — возмутились люди и пошли по инстанциям.
— Обращались в комитет по архитектуре и строительству облисполкома, в сам облсельстрой, — перечисляет Раиса Поправка. — Последняя жалоба была в марте, но и в мае никаких конкретных действий мы не увидели. Знаете, что сильнее всего возмущает в этой истории? Откладывание дел в долгий ящик. Неужели вопрос настолько сложный и дорогостоящий, чтобы заставлять людей копить недовольство, только подстегиваемое бумажной волокитой?!
С «отделочными» огрехами на Северной, 29 меня знакомит еще одна хозяйка квартиры. В двушке Екатерины Скуратович, как и у многих, поселилась плесень:
— Все было в этой черной гадости. Взрослым ладно, а за малышей страшно: знаю, у одной из соседок ребенок жил у бабушки, потому что здесь задыхался. Не обошлось в нашем доме и без упавших от сырости обоев, вставшего «домиком» ламината, щелей между окнами и подоконниками, отвалившейся краски на фасаде…
После «прямой линии» специалисты «Витебскоблсельстроя» дефекты фасада исправили, совместно с «Витрайкомхозом» в срочном порядке занялись проблемой вышедших из строя насосов. Вместе с тем председатель облисполкома Николай Шерстнев поручил Комитету госконтроля изучить ситуацию и привлечь виновных к ответственности.
У Владимира Беляева, генерального директора КУППСП «Витебскоблсельстрой», есть претензии к заказчику дома:
— УКС своевременно не подготовил документы на подключение объекта к теплосетям, и при минусовых ноябрьских температурах пятиэтажка фактически не отапливалась. Неудивительно, что пошла плесень и начали отклеиваться обои. На сегодня большинство недоделок устранено, стены обработаны противогрибковым раствором, где необходимо, поправляем напольное покрытие, словом, делаем все возможное, идем навстречу жильцам.
Касаемся и острой «подвальной» темы со всеми в прямом и переносном смыслах вытекающими отсюда бедами:
— Дом находится, пожалуй, в самом низком по уровню месте в квартале застроек в Новке, так что подобные трудности можно было прогнозировать. Канализационная насосная станция райкомхоза дала сбой, что и привело к таким последствиям. Один циркуляционный насос на доме № 29 мы уже сняли, чтобы оценить степень поломки, и уже установили заново. Продиагностировать второй — задача службы ЖКХ. Кстати, мы совсем недавно занимались реконструкцией станции, которая дала сбой. Видавшие виды насосы заменили на более современные, зная, что с введением в строй еще одного дома нагрузка на нее увеличится. Так что оборудование новое, нужно только заботиться о правильной его эксплуатации.
По словам ведущего инженера отдела технадзора УКС Витебска Натальи Вороновой, забота о протапливании жилых помещений дома до его ввода в эксплуатацию лежит на «Витебскоблсельстрое»:
— Таковы договорные обязательства между застройщиком и УКСом. Хочу сказать, что мы и руководство ТС старались максимально ускорить процедуру подключения — в квартирах стало тепло уже 10 ноября, спустя десять дней после официальной сдачи объекта.
«Витебскоблсельстрою» предстоит выполнять свои гарантийные обязательства по дому в Новке 15 лет. Хочется быть оптимистом и верить, что обрушившиеся на новоселов проблемы временные и в дальнейшем их ТС ждут только рядовые, плановые хлопоты. Сегодня в штате товарищества свои слесарь-сантехник, электрик, теплотехник. Вместе с тем в гарантийных случаях жильцы все-таки надеются на скорую помощь застройщика.
Компетентно:
Дмитрий Фомин, первый заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Витебского облисполкома:
— Случаи, когда претензии высказывают именно новоселы, скорее, исключение. В большинстве своем они поступают из самых крупных и строящихся городов — Витебска, Полоцка, Новополоцка — и касаются кирпичного, а не панельного жилья. За последние несколько лет (в этом году на Витебщине возведено 93,5 тысячи квадратных метров жилья) потока подобных жалоб не наблюдалось. Корень проблемы в Новке, на мой взгляд, в прерванной цепочке «заказчик—подрядчик—дольщик». В процессе строительства дома УКС Витебского района, заказчик объекта, вошел в управление капитального строительства Витебска вместе с нелегким багажом требующих решения вопросов. В итоге службам, которые отвечали за качество сданного жилья, не хватило времени на детальное изучение подробностей стройки, оперативности и согласованности в действиях.
Фото автора