«Северный поток»: экономика и политика.
Первая нитка газопровода «Северный поток» протяженностью 1224 км официально введена в эксплуатацию 8 ноября после четырех лет планирования и 18 месяцев интенсивного строительства.
Президент РФ Дмитрий Медведев, канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Франции Франсуа Фийон, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте и член Европейской комиссии, ответственный за энергетику в ЕС, Гюнтер Эттингер вместе с руководителями компаний-акционеров на торжественной церемонии повернули газовый вентиль, открыв путь первым кубометрам газа в газотранспортную сеть Европы. Церемония состоялась в конечной точке газопровода на германском побережье Балтийского моря близ города Любмин (начало – бухта Портовая около Выборга), где транспортируемый газ будет поступать в соединительные газопроводы OPAL (самый крупный в Западной Европе газопровод протяженностью 470 км) и NEL (западный отвод от «Северного потока». Протяженность – 440 км). Под поставки по «Северному потоку» «Газпром» заключил контракты на продажу дополнительно около 22 миллиардов кубометров газа в Европу.
На момент официального открытия газопровода было уже проложено 833 км второй нитки, которая будет введена в эксплуатацию к концу следующего года, и тогда «Северный поток» сможет поставлять из России в ЕС 55 млрд куб. м газа ежегодно в течение как минимум 50 лет. «Северный поток» включен в Директиву ЕС о Трансъевропейских энергетических сетях и в 2006 году был признан Европейской комиссией, Европейским парламентом и Европейским советом «проектом, отвечающим интересам всей Европы».
Бюджет проекта составляет 7,4 млрд евро. Он реализуется за счет частных инвестиций участников международного консорциума Nord Stream – «Газпром», BASF Wintershall, E.ON Ruhrgas, Nederlandse Gasunie и GDF SUEZ. «Газпрому» принадлежит 51% акций проекта. Акционеры финансируют 30% бюджета проекта, остальные 70% – внешнее финансирование около 30 международных банков. «Северный поток» стал кратчайшим маршрутом, соединяющим газовые месторождения на севере России с растущими рынками Северной Европы. Поставляемый газ пойдет в Германию, Францию, Великобританию, Данию, Нидерланды, Бельгию, Чехию и другие европейские страны.
«Северный поток» – это современный, высококачественный газопровод без промежуточных компрессорных станций. Большая часть его маршрута проходит по дну моря вне территориальных вод, поэтому его эксплуатация будет связана с меньшими налоговыми отчислениями.
Глава российского государства, выступая на торжественной церемонии открытия газопровода, сказал, что «Северный поток» преследует исключительно экономические задачи. Однако многие зарубежные СМИ в своих публикациях подчеркивают политический аспект новых путей поставок российского газа в Европу.
Украина уже в следующем году может потерять до 700 миллионов долларов в результате запуска газопровода «Северный поток», пишет «Коммерсантъ-Украина» со ссылкой на источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго Украины. «Безусловно, для Украины запуск этого проекта болезненный, но не смертельный. Гораздо серьезнее по нам может ударить введение в эксплуатацию «Южного потока», – заявил источник в министерстве. (О проекте «Южный поток» читайте в следующем номере «СВ».) Планы России строить «Северный поток» и «Южный поток» президент Виктор Янукович ранее называл «снарядами, которые рвутся все ближе».
Глава «Газпромэкспорта» Александр Медведев подчеркнул, что прокачка газа через Беларусь (около 30 млрд куб. м в год), согласившуюся отдать «Газпрому» контроль над своей ГТС, не пострадает. Насколько именно снизится транзит через Украину, Александр Медведев уточнять не стал, сказав лишь, что это «будет зависеть от спроса на газ в Европе и станет понятно к концу следующего года».
The Christian Science Monitor отмечает, что если в России и Европе и были какие-то сомнения по поводу необходимости в «Северном потоке», они исчезли в 2008 году, когда в результате спора о ценах на газ Украина перекрыла имеющийся трубопровод и использовала поставки в Европу в качестве рычага давления на Россию, оставив Европу без газа. Американское издание также пишет, что польские политики были возмущены тем, что их исключают из газотранспортного бизнеса, и сравнивали проект с пактом Молотова – Риббентропа. В статье приводятся мнения европейских экспертов, которые констатируют, что Россия (в те годы СССР) показала себя очень надежным поставщиком, даже в годы холодной войны.
Французская Le Monde называет «Северный поток» прорывом в энергетической безопасности Европы. Он скомпенсирует истощение разработанных ресурсов газа в ЕС. В то же время французское издание прямо обвинило Россию в «энергетическом империализме». «Газпром» не может избавиться от репутации «боевого крыла» российской власти». Ему вторит испанская газета El Mundo, сокрушаясь по поводу роста зависимости Европы от России: «…Главная экономическая держава Евросоюза (Германия. – И.К.) попадает в энергетическую зависимость от России, которая неизбежно будет влиять на ее отношения с этой страной».
Таким образом, мнения зарубежных политиков и СМИ расходятся. Одни считают, что с введением «Северного потока» увеличивается зависимость Европы от России, и обвиняют Москву в «газовом империализме». Другие согласны с экс-канцлером ФРГ Г. Шредером, который заявил: «Этот трубопровод не направлен ни против кого, он обеспечит энергетическую безопасность Германии и Европы».
При подготовке публикации использовались материалы сайтов http://www.nord-stream.com/ru/ и http:// www.inosmi.ru/