Кто и когда привлек к ответственности ЖЭС?

Может  быть,  защитить  права  жильцов  поможет  новый  законопроект...

Замусоренные подъезды, грязные лестницы, неприятный запах отходов из мусоропровода… Часто коммунальщики винят во всем нерадивых жильцов – мол, аккуратней надо быть. С этим не поспоришь, но у любой монеты, как известно, две стороны. Большинство из нас исправно платят за все коммунальные услуги и техническое обслуживание жилья, а все равно за чистоту приходится бороться самостоятельно. Как же заставить жилищно-эксплуатационные организации добросовестно выполнять свою работу? На этот и другие вопросы «Р» отвечает председатель комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь  Николай ЧУРСИН:

— Действительно, нередко о достойном техобслуживании жилых домов многим жильцам пока что остается лишь мечтать. А ведь за все удобства мы ежемесячно платим свои кровные деньги, компенсируя долю затрат по расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, инженерных систем домов, содержанием придомовых территорий. Проблема нашла отклик у депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Они выступили с законодательной инициативой о подготовке законопроекта, направленного на защиту прав потребителей коммунальных услуг.

— Что же вызывает наибольшие нарекания жильцов?

— Санитарное состояние межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, мусоропроводов, подъездов. Подвалы также не выдерживают критики. А ведь по нормативам, текущий ремонт стен и потолков в подъездах должен проводиться с периодичностью не реже одного раза в восемь лет. Понятно, что этих денег на обслуживание жилищного фонда не хватает. Доля, оплачиваемая населением, в среднем по республике составляет около 43—45 процентов от нормативной себестоимости. В первую очередь эти средства направляются на ремонт кровель, стыков стеновых панелей, систем теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения, элементов благоустройства и другие профилактические работы. Однако недостаток денег не отменяет обязанности обслуживающих организаций. Фактически получается, что коммунальщики свои проблемы перекладывают на плечи жильцов, которые вынуждены сами убирать подъезды, мыть лестничные площадки, красить стены, потолки.

— Если существуют обязанности обслуживающих организаций, то должна быть и ответственность за их невыполнение или низкое качество?

— Об ответственности за нарушение жилищного законодательства говорится в статьях 125—126 Жилищного кодекса Республики Беларусь, статье 141 Кодекса об административных правонарушениях. К сожалению, стоит признать  их преимущественно одностороннюю направленность. Привлекаются к ответственности обычно граждане, нарушившие правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь. Однако протекающие крыши, грязные подъезды говорят о том, что обслуживающие организации также нарушают указанные правила, но не несут за это гражданско-правовой или административной ответственности. Думаю, новый законопроект, который мы инициируем, защитит должным образом права и законные интересы граждан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter