Кто и когда поднимет прибыль с обочины?

В 50-километровой зоне вокруг Минска они расположены довольно часто, а в регионах порой встречаются и «белые пятна» по 80—100 километров. А ведь на дороге можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли наши соседи в Литве, Польше или Германии, где довелось побывать.

ЧАСТЕНЬКО доводится ездить на автомашине по республике и, естественно, обращаешь внимание на объекты дорожного сервиса

В 50-километровой зоне вокруг Минска они расположены довольно часто, а в регионах порой встречаются и «белые пятна» по 80—100 километров. А ведь на дороге можно неплохо зарабатывать. Это давно поняли наши соседи в Литве, Польше или Германии, где довелось побывать.

Не может не впечатлить многочисленность ресторанов, кафе и мотелей вдоль трасс. У нас пока иначе, даже перекусить в пути иногда проблема. Из 324 АЗС на республиканских трассах сегодня только на трети есть пункты питания. Это личные наблюдения, которые дополняют общую, пока довольно неутешительную, картину.

Мы теряем миллионы долларов из-за неразвитости комплекса необходимых услуг. К сожалению, значительная часть туристических групп проходит через нас транзитом, стараясь как можно быстрее получить их на территории сопредельных государств. А вот дальнобойщикам приходится мириться с нашим «ненавязчивым» сервисом.

Тем не менее в Министерстве торговли считают, что, в принципе, объектов общественного питания на дорогах страны достаточно для обеспечения транзитных пассажиров, туристов и гостей республики. Однако проблема заключается в качестве этих услуг. Для транзитной страны, какой является Беларусь, она актуальна сама по себе, но сегодня приобретает особую злободневность с учетом проведения в Минске в 2014 году чемпионата мира по хоккею. Но это, согласимся, только половина дела.

Объекты придорожного сервиса должны оказывать полный комплекс услуг. Об этом говорил на днях на заседании Президиума Совета Министров Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. На заседании обсужден и одобрен проект постановления Правительства, предусматривающий дополнительные меры по созданию комплексных объектов придорожного сервиса. Планируется, что на всех республиканских дорогах Беларуси при возведении или реконструкции автозаправочных станций каждый объект должен обязательно иметь в своем составе торговую точку, пункт питания, благоустроенную стоянку. К 1 января 2015 года этим стандартам должны соответствовать все действующие АЗС.

Именно топливо приносит сейчас основной доход на дорогах. На объектах постоя у нас зарабатывается 0,5 процента, на торговле около трех процентов от общего товарооборота придорожного сектора. Данная ниша с позиции получения прибыли мизерная.

Между тем международный туризм считается успешным, если турист на доллар основной услуги дополнительно тратит 3—5 долларов. Большинство пунктов придорожного сервиса в нашей стране оказывают всего одну-две услуги. Скажем, в той же Германии — 7—10.

Сеть придорожной инфраструктуры в республике по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации. В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в придорожный бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. На разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы. Такое выдерживают не все.

В отечественном придорожном сервисе явно не на должном уровне и рекламная составляющая. Да что там говорить, когда на многих автомагистралях нет даже информационных знаков, которые выступают путеводителями для наших гостей.

И еще… Почему бы не увязать придорожный сервис с агротуризмом? Ведь налоговые льготы на такие виды деятельности предоставляются солидные. Конечно, на быструю прибыль в этой сфере рассчитывать не приходится, но к европейским стандартам путь будет короче.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter