Кто его знает, чего он моргает...

Система условных сигналов помогает водителям понимать друг друга

Система условных сигналов помогает водителям понимать друг друга и предотвращать ДТП

Два «звонка» дальним светом фар на встречной полосе — этот сигнал заставляет сбрасывать скорость водителей по всему миру. Основной его смысл известен практически всем, кто за рулем: «Осторожно, впереди гаишник». Глупо высовывать голову в окно и кричать что-то проносящимся мимо водителям. Поэтому давно изобретена специальная неформальная азбука, которая выручает автомобилистов в самых разных ситуациях. Ею успешно пользуются и профессионалы-дальнобойщики, и «чайники».

Основных сигналов, которыми люди за рулем пользуются практически каждый день, не так много. Например, как поблагодарить водителя, пропустившего ваш автомобиль в свой ряд? Удобнее всего — поморгать «аварийкой». А один короткий сигнал дальним светом фар мгновенно даст понять, что вам уступают дорогу.

— Условные сигналы — это не только проявление вежливости. Порой вовремя поданный знак помогает предотвратить серьезное происшествие, — считает Олег Тюрин, начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ Минской области. — Помню, несколько лет назад ехал за городом на личном автомобиле. Смотрю: «жигуленок» на встречной полосе стреляет с ближнего света на дальний. Подумал, что предупреждает о ГАИ, и на всякий случай сбросил скорость, хотя на самом деле ехал без превышения. Только выхожу из поворота — а там упавшее дерево перекрыло полдороги. Вот тогда и стало ясно, о чем водитель «жигулей» пытался меня предупредить.

Порой сказать об опасности можно и аварийной сигнализацией. Например, ночью на дороге внезапно возник пешеход. Обязанность неравнодушного водителя — предупредить миганием желтых огоньков тех, кто едет сзади. То же действие уместно, если впереди только что произошло ДТП и начинает собираться затор. Оправдано пользование аварийной сигнализацией при проезде полосы тумана.

В целом ГАИ не имеет ничего против так называемой неформальной водительской азбуки. В последние годы инспекторы даже перестали обращать внимание на перемигивания, предупреждающие о радарном контроле скорости. Раньше часто штрафовали как за нарушение правил пользования внешними световыми приборами. Теперь же подобные сигналы воспринимаются как своего рода элемент профилактики. Главное — не оштрафовать, а предупредить как можно большее число водителей — с такой установкой экипажи ДПС выходят на дежурства.

Кстати, участки, на которых ведется скрытое видеонаблюдение, сейчас обозначаются специальными знаками. Порой даже по радио объявляется, на каких дорогах будет дежурить ГАИ в ближайшие дни. Поэтому необходимость в перемигивании постепенно отпадает.

Вместе с тем в ГАИ отмечают: специальными сигналами надо пользоваться аккуратно и умело, чтобы они были правильно истолкованы другими участниками дорожного движения и никого не вводили в заблуждение. В самом деле, глупо, например, приветствовать гудками кого-то из знакомых на оживленной улице, где каждый может воспринять сигналы на свой счет. А усиленное моргание дальним светом отвлекает и нервирует едущих впереди водителей. В остальном же неформальная азбука помогает создать доброжелательную обстановку на дороге и повысить безопасность движения.

---------------------------------------

Неформальная азбука водителей

*Два коротких сигнала дальним светом фар — впереди патруль ГАИ, ДТП или другая опасность.

*Один короткий сигнал дальним светом фар — вас пропускают.

*Один длинный сигнал дальним светом фар — вас просят перестроиться и уступить дорогу (в Европе применяется более тактичный прием — включение сигнала левого поворота).

*Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных в момент обгона — вас просят съехать немного правее, поскольку возможности завершить маневр своевременно нет.

*Попеременное мигание «дальний — ближний» в ночное время — водители встречных автомобилей просят вас не слепить их и переключиться с дальнего света на ближний.

*Моргание дальним светом фар при включенном правом поворотнике — водитель идущей сзади машины просит вас остановиться у обочины.

*Несколько миганий «аварийкой» — благодарность за возможность совершить маневр или извинение за созданные неудобства (менее распространенный сигнал — поочередное мигание левым и правым поворотником).

*Многократное мигание «аварийкой» ночью — водитель обогнавшего вас автомобиля просит вас переключиться с дальнего света на ближний.

*Левый указатель поворота на трассе у грузовика или автобуса — встречная полоса занята, обгонять нельзя. Правый указатель — дорога свободна.

*Один короткий гудок — вас приветствуют, благодарят либо отвечают на вашу благодарность.

*Рука описывает круг и указывает вниз — у вас спущено одно из колес.

*Пальцы кисти сжимаются и разжимаются, имитируя мигающую лампочку, — вы забыли включить фары.

*Поднятая рука — вас благодарят.

*Рука, указывающая на обочину, — ваш автомобиль неисправен, необходимо остановиться.

*Рука, указывающая на дверь, — одна из дверей плохо закрыта или что-то прижато дверьми.

*Растопыренная пятерня — возможная опасность или ДТП впереди.

*Удар ладонью по воздуху — у вас открыт багажник.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter