Кто даст отпор ценовому сговору?

В одном из городов Беларуси цены на проезд в такси за один день подорожали в полтора раза

Причем сразу на одинаковый процент у десятков индивидуальных предпринимателей. Как такое стало возможным? Один из частных извозчиков рассказал, что появилась инициативная группа, которая на протяжении месяца методично посещала каждого таксиста-индивидуала и настоятельно рекомендовала с определенного числа установить требуемую цену. Если кто-то пробовал задавать вопросы, мол, почему так много, ведь инфляция небольшая, следовал ответ: «Не хочешь неприятностей, делай, что говорят».

В другом городе тоже вдруг почти на треть возросли тарифы у частных перевозчиков, работающих на междугородных маршрутах. Это при том, что инфляция с начала года составила чуть больше шести процентов. На вопрос, с чем связан такой скачок цен, водитель маршрутки рассказал, что было нелегальное собрание по этому поводу всех городских извозчиков. Он предлагал пусть и увеличить тариф, но на меньшую сумму. Ему ответили, чтобы делал, как сказано. «Я что, враг себе, — недоумевает  таксист. — Если узнают, что перевожу дешевле, для начала шины проколют. С первого раза не дойдет — машину сожгут».

Итак, мы имеем дело с типичным ценовым сговором. Самое страшное, что общество все это молча проглатывает. Никто никуда не жалуется. Мол, это рынок, свобода предпринимательства, цены регулируются сами. Оказывается, не сами, а такими вот мафиозными методами.

К сожалению, у нас в стране что-то не слышно, чтобы кого-то наказывали за ценовой сговор. А в соседней России с этим уже борются. Вот только несколько последних примеров.

Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении ОАО «Вяземский машиностроительный завод» и его дилеров (31 компания) по признакам наличия «вертикальных» и иных соглашений между хозсубъектами. Крупнейший в стране производитель и продавец оборудования для прачечных и химчисток с целью реализации товаров собственного производства заключил с покупателями (дилерами) договоры, условия которых приводят к ограничению конкуренции. В частности, дилерские договоры содержат положения об установлении минимальной цены перепродажи, об обязательстве покупателей не продавать товар конкурентов, о поддержании дилерами цен на торгах, а также о территориальном разделе товарного рынка между дилерами.

ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 2,6 миллиона российских рублей. Она и авиакомпания «ЮТэйр» на протяжении трех лет устанавливали завышенные цены на авиабилеты в направлении Тюмень—Сочи—Тюмень. Авиакомпании поднимали нормальный тариф экономического класса обслуживания и устанавливали новый, ориентируясь на тариф конкурента. При этом они не осуществляли собственную ценовую политику и не прибегали к рыночным механизмам регулирования спроса и предложения. В ходе рассмотрения дела было доказано, что действия авиакомпаний были согласованы и несамостоятельны.

В Санкт-Петербурге ряд торговых сетей признаны виновными в неправомерном синхронном завышении цен на продукты. Общая сума штрафов за это составила 17,4 миллиона российских рублей.

У наших соседей подобные наказания следуют одно за другим. Это хоть и не у всех, но у значительной части предпринимателей отбивает охоту к ценовому сговору.

Можем ли мы поступать таким же образом? Конечно. Но для этого нужно как можно скорее принять соответствующие законы и создать ведомство, подобное Федеральной антимонопольной службе. Такие организации есть в большинстве развитых стран. Их очень боятся. Там с монополизмом борются весьма жесткими методами. Причем никто не смотрит на заслуги перед нацией. Достаточно вспомнить судебный процесс в США против компании Майкрософт, которую обвинили в приобретении статуса монополии путем борьбы с конкуренцией и заставили разделиться на две части. И это в стране, трубящей на каждом шагу о свободе предпринимательства и незыблемости частной собственности. Пора и у нас находить управу на зарвавшихся обрушителей цен, которые водятся как в частном предпринимательском секторе, так и в государственном…

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter