Кто автолавке конкурент?

ЭКСПЕРТЫ сделали замеры в магазинах по всей стране и пришли к выводу: и цены, и ассортимент товаров, предлагаемые жителям провинции, оставляют желать лучшего
ЭКСПЕРТЫ сделали замеры в магазинах по всей стране и пришли к выводу: и цены, и ассортимент товаров, предлагаемые жителям провинции, оставляют желать лучшего. Ситуацию, по идее, должна выровнять конкуренция, чтобы торговля в малых городах и на селе не напоминала игру в одни ворота. Но легко сказать...

Примеры из жизни. Недавно на лоевском автовокзале познакомилась с молодой мамой из местной деревни Бывальки. Та сидела в кресле, увешанная пакетами, полными продуктов, а рядом четыре огромные упаковки памперсов. Все это попутчица везла аж из речицкого гипермаркета (примерно в 70 километрах от Лоева). Раз в месяц она выбирает день, чтобы затариться в соседнем райцентре. Из Лоева в «гипер» ходит специальный автобус, остается молодой маме потратиться на билет из Бывалек (там есть магазин) и обратно. А экономия для семейного бюджета ощутимая. Если бы накрутки в местных магазинах были поскромнее да предложение шире, Ольга не задумывалась бы о поездках в Речицу: «Хорошо, что такое нужное детское питание и товары для детей можно купить там, хоть не приходится в Гомель мотаться».

Жителям же некоторых деревень Борисовского района повезло больше, чем моей лоевской собеседнице. По четырем маршрутам там ходит автолавка той же самой крупнейшей торговой сети. Сельчане довольны: ассортимент, а главное, цены ниже, чем в стационарных магазинах в деревнях-соседках. Плюс обстановка в новеньком фургоне-магазине приятная, обслуживание, есть возможность рассчитаться пластиковой карточкой. За два года, пока колесят автолавки торговой сети, на их работу не было ни одной (!) жалобы. А проект, который в свое время начинали как эксперимент, пошел. Немудрено: значит, есть коммерческий смысл. Полноценный конкурент другим игрокам рынка: можно работать лучше и эффективнее.

Однако в большинстве деревень торговля монополизирована. Потребителю в этом случае никуда не деться: придется идти именно к нему и в любом случае делать покупки. Плохо? Да. Но учтите, что этот же самый монополист привезет в деревушку и "непрофильный" товар: холодильник, пленку, топор, валенки... И очень сомневаюсь, что этим будет заниматься сетевик.

Хорошо помню время, когда в стране начали активно строиться гипермаркеты. Тогда владельцы маленьких магазинов (тех, что называют «магазинчики шаговой доступности») тревожились: покупатель уйдет к крупным конкурентам. Те, кто не смекнул, что стоит переформатироваться и сделать свою ценовую политику более гибкой, били в набат не зря. Многим пришлось уйти с рынка. Конкуренты же, кто сообразительнее, сумели перестроиться, держатся сейчас на плаву. Разве не конкуренция в чистом виде?

Проводим параллель с селом. Если действительно не пытаться сделать свою работу лучше, таких покупателей, как Ольга из лоевских Бывалек, можно потерять навсегда. Приятнее ведь прогуляться по чистому и просторному «гиперу», да еще денег сэкономить, чем прийти в сырой и неприметный магазинчик, где и ассортимент товара впечатляющим не назовешь. Добро пожаловать, торговые сети, в глубинку. Вопрос лишь в том, насколько глубоко они готовы запустить свои «щупальцы» в провинцию?

Риски и издержки, уж поверьте, они просчитывать умеют с точностью до тысячной рубля — предприимчивый коммерсант замков на песке строить не будет. Поедет туда, где есть перспектива. И это при том, что строительство гипермаркета в любом из райцентров, где мне приходилось бывать, поддерживается и местными властями, и непосредственно потенциальными покупателями на ура. И иногда удивляют их выводы: «нет свободных оборотных средств» для инвестирования в малых городах и на селе. Значит, стоимость строительства объекта слишком высока, они глубоко убыточны. Пользоваться ситуацией должны другие игроки рынка, в том числе и государственные. Но не стоять на месте, а работать над собой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter