Завтра в Бресте дадут премьеру экспериментального спектакля

Кстати, где твои крылья?

Завтра — премьера. Брестский театр кукол приятно удивит зрителей постановкой спектакля «Мой папа — птиц». Говорю с уверенностью, ибо генеральный просмотр взорвал зал, а он был полон. Любовь и вера, не столько в чудо, сколько в близкого человека, который живет мечтой, — лейтмотив незатейливого сюжета с глубоким философским подтекстом.

Постановка Александра Янушкевича посвящается всем тем, кто верит в свою мечту

Творение главного режиссера театра Александра Янушкевича и главного художника Белорусского государственного театра кукол Татьяны Нерсисян, лауреатов Национальной театральной премии и театральной премии России «Золотая маска», базируется на повести англичанина Дэвида Алмонда. Алмонд работает в жанре магического реализма, а потому его тексты балансируют на грани сказки, но не уводят в мир безграничного колдовства. По духу он более близок к традиционному сказочному абсурду повестей о Винни Пухе.

Прелесть повести, которую Алмонд изначально написал в виде пьесы, в том, что по прочтении каждый видит в ней несколько смыслов. Автор, например, на презентации книги в Москве раскрыл ее идею так: да, в мире случаются ужасные вещи, но надо продолжать подпрыгивать, подниматься вверх, взлетать и пытаться преодолеть все трудности. Это идея о творческом подходе к жизни. Некоторые критики увидели здесь призыв к взрослым не убивать в себе детство, ведь именно сила этой святой простоты способна хотя бы отчасти воплотить в жизнь любую заветную мечту. Ее же невозможно реализовать без поддержки и искренней веры близких.

Такая вариативность сохраняется и в постановке Александра Янушкевича. Посылы Алмонда в Бресте уловили, усилив основу художественными приемами и режиссерскими ходами, расставляющими акценты, в том числе и социальные. Идея полета человека в небо, вопреки законам физики, противоречит предрассудкам обывателей. Но в этом–то и заключается суть настоящей свободы. Не столько в реализации задумки, сколько в возможности самой попытки. К слову, сам режиссер вопрос о сверхзадаче не комментирует:

— Слова уничтожают смысл, поэтому рассказывать про идею бессмысленно. Это надо видеть и чувствовать.

И вот тут все ложится на мастерство постановщика и актеров. Труппа в составе заслуженной артистки Тамары Тевосян, актеров Константина Криштаповича, Романа Пархача, Андрея Полянского и дебютантки Марты Жминько с задачей справилась. Это качественная игра не без интерактива со зрителем на фоне отличных декораций. Лиззи и Джеки живут в уютном кукольном доме с обставленным до мелочей интерьером. Здесь есть все: от кухни с посудой до книжного шкафа. Оригинальны и, собственно, сами куклы, в которых, по–моему, слегка улавливается сходство с персонажами знаменитого мультфильма «Гадкий я». Это образы, которые, по мнению Александра Янушкевича, раскрывают конфликт между бытовым и иррациональным.

Специально на премьеру в Брест из Москвы приедет переводчик книги Дэвида Алмонда на русский язык Ольга Варшавер

Спектакль рассчитан на малую сцену. Режиссер полагает, что в этом случае большие куклы потеряют свою миловидность. А чтобы зритель рассмотрел каждую деталь, действие сопровождается видеорядом. Камера направлена на сцену в режиме онлайн, и время от времени проектор выводит на экран самые значимые моменты, дополняя постановку мультимедийными вставками. Художественный руководитель театра Михаил Шавель по поводу видео изначально сомневался:

— Думал, будет непросто переключить внимание публики с большого экрана на кукол, но в итоге получилось так, что видеоряд не мешает, а усиливает действие. Спектакль экспериментальный, а эксперимент — в подаче и прочтении материала. Для меня материал был очень необычен. Это не «Красная Шапочка» или «Аленький цветочек». Сюжет не сказочный. Из нашей жизни. Это европейский театр.

Отдельный респект композитору Александру Литвиновскому. Его музыка уже звучит в успешной постановке Янушкевича «Новая земля» по Якубу Коласу. «Мой папа — птиц», очевидно, претендует на еще один триумф.

alexbresta@gmail.com

Фото Нины ЛЕОНОВЕЦ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter