Впервые с концертом в Парижском соборе Нотр-Дам выступила белорусская органистка

Ксения Погорелая: «В парижском Нотр-Даме потрясающий инструмент»

В СЕНТЯБРЕ впервые с концертом в Парижском соборе Нотр-Дам выступила белорусская органистка Ксения ПОГОРЕЛАЯ (на снимке), почетный гражданин Полоцка, лауреат Международного фестиваля-конкурса духовной музыки «Магутны Божа». В эксклюзивном интервью «СГ» Ксения поделилась своими впечатлениями от выступления в Париже. 

— Ксения Максимовна, сложно было попасть в Нотр-Дам?

— Концерт планировался с 2011 года. Там специальный секретариат рассматривает заявки титулярных органистов, которые работают в каком-то соборе, костеле. Претендентов всегда много, и, разумеется, нужно иметь какое-то имя, известность в этом деле. Нужно было предоставить биографию, записи своего исполнения, выполнить условия, которые просят организаторы касаемо времени концерта, программы.  

— Знаю, в программе нашлось место и белорусским произведениям. 

— Да, можно было включить в программу 10 процентов современной музыки. Я сыграла органное произведение «Молитва» из сюиты «Фрески» белорусского композитора Анны Короткиной. В моем репертуаре много ее сочинений. 

— Как впечатления от органа? 

— Потрясающий исторический инструмент! Очень объемно и мощнозвучащий, со своими красками. 121 регистр, более 10 тысяч труб, 5 мануалов. Он был установлен в соборе в 1402 году, не раз реконструировался. Большая заслуга в том звучании, которое имеет орган сегодня, принадлежит мастеру XIX века Аристиду Кавайе-Колю. Концерт был бесплатный, ездила в Париж за собственные средства. Я мечтала сыграть именно там и на органе именно этого мастера.

— Первый Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» открылся в Полоцке в 1996 году, а вы неустанно занимаетесь его организацией. В чем особенность нынешнего музыкального праздника, посвященного 30-летию полоцкого органа? 

— В фестивальной программе у нас много не просто сольных концертов, но и орган плюс баритон, орган и флейта, орган в четыре руки, орган с камерным аркестром. Я уже выступила вместе с Викторией Бабенко (скрипка) и Валентином Юхневичем (труба). Это привносит разнообразие в органную культуры, ведь в основном в церквях, костелах — это сольный инструмент. 

Мне нравится общаться с новыми исполнителями и знакомить с ними публику. Сама я родом из России, но задержалась в Софийском соборе с 1987 года. Мне нравится его величие, святость. Здесь есть место для реализации. Надо развивать органную культуру. К сожалению, в революционные годы мы ее потеряли, много инструментов было уничножено. До недавнего времени «Званы Сафіі» был единственный Международный фестиваль этой музыки. К счастью, уже есть какие-то подвижки: «Шедевры органной музыки» в Белгосфилармонии, фестиваль органной музыки в Гродно. За четыре дня до открытия на «Званы Сафіі» были разобраны все билеты. 

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter