Ксения Луцкина («Беларусь 1»): «Острова-призраки перемещаются по нашим озерам…»

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ детектив стартовал на «Беларусь 1». Первый выпуск уже вышел в эфир, его повтор смотрите в пятницу 20 сентября. Также он выйдет на «Беларусь 24» 21 сентября. Создатели цикла «Terra incognita. Беларусь неизвестная» предлагают погрузиться в неповторимый мир белорусской природы. Это не просто программа, а настоящее научно-популярное шоу для всей семьи. Ведущий проекта Максим Немчинов — молодой эколог-орнитолог. Во время съемок он берется за расследование научного или псевдонаучного, но широко известного мифа о каком-либо природном явлении. И в результате оказывается в самых неизведанных и непроходимых местах Беларуси и всегда находит terra incognita! Автор нового проекта Ксения ЛУЦКИНА (на фото) сегодня в гостях у «Теленедели БН»:

Существуют ли отечественные Несси, снежный человек и чупакабра, а также куда исчезло море Геродота – обо всем этом в премьере «Terra incognita. Беларусь неизвестная»

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ детектив стартовал на «Беларусь 1». Первый выпуск уже вышел в эфир, его повтор смотрите в пятницу 20 сентября. Также он выйдет на «Беларусь 24» 21 сентября. Создатели цикла «Terra incognita. Беларусь неизвестная» предлагают погрузиться в неповторимый мир белорусской природы. Это не просто программа, а настоящее научно-популярное шоу для всей семьи. Ведущий проекта Максим Немчинов — молодой эколог-орнитолог. Во время съемок он берется за расследование научного или псевдонаучного, но широко известного мифа о каком-либо природном явлении. И в результате оказывается в самых неизведанных и непроходимых местах Беларуси и всегда находит terra incognita! Автор нового проекта Ксения ЛУЦКИНА (на фото) сегодня в гостях у «Теленедели БН»:

— Как возникла идея программы? Древним были известны только три части света: Европа, Азия и Африка. И когда началась эпоха великих географических открытий, все белые пятна на картах мира стали называть тerra incognita. Постепенно их становилось все меньше, но и сегодня Беларусь для своих жителей чаще всего остается этой самой неизвестной землей… Год назад я познакомилась с одной замечательной бабушкой из Гродненской области — Анной Иосифовной. Она живет на хуторе, где всего четыре человека. Эта бабушка рассказала мне совершенно потрясающую историю, как ее свояк пошел в гости к своей соседке, а когда в темноте возвращался домой, то на него напала бешеная лиса. И он просидел всю ночь на дереве… Для меня деревенская жизнь, история с бешеной лисой, близость с природой и были этой «терра инкогнита», потому что я — городской житель в седьмом поколении. И когда сказали, что нужен проект на природоохранную тематику, то у меня возникла идея создать научно-популярный детектив. Так появилась концепция «Terra incognita. Беларусь неизвестная».

— Чем удивили в премьерных выпусках?

— Первая программа называется «Куда исчезло море Геродота?». Отец истории Геродот в четвертой книге своей многотомной «Истории» утверждал, что на территории, где ныне находится Беларусь, плещется самое настоящее море! К тому же оно соединяется с Черным! Мы и озадачились вопросом: было ли на самом деле море Геродота и куда же оно исчезло? Съемочная группа отправилась на поиски в пойму Припяти… К слову, чтобы снять первую программу, мы проехали полторы тысячи километров, побывали в Мозыре, Житковичах, Турове, НП «Припятский». 

— Также вы решили показать с необычного ракурса и Беловежскую пущу?

— Казалось бы, избитая тема. Пущу тысячу раз показывали по телевизору. Но об этом, одном из главных чудес Беларуси, мы сняли аж две части программы… В Беловежскую пущу люди приезжают, погуляют по дорожкам, посмотрят животных в вольерах и все. Дальше этого они ничего не видят. Мы же побывали на ятвяжских курганах, на реке Белой, в заповедной зоне. Нас поразил вековой лес, который не рубят уже шестьсот лет! Правда, немцы в Первую мировую сильно постарались его проредить. Но, тем не менее, заповедная зона, где все сохраняется в своем первозданном состоянии, какой-то сказочный лес, здесь можно снимать кино на основе готических романов. Мы попытались найти ответ на вопрос: почему пущу назвали Беловежской? Начали с версии, которая прежде всего приходит на ум — о Белой веже… В пуще мы встретили огромное количество разных животных. Еще вернемся в Беловежскую пущу, чтобы снять программу «Самый большой зверь Беларуси».

— Правда ли, что в ходе расследования побывали в дебрях, куда даже местные лесники заходят раз в десять лет?

— Да. В октябре выйдет выпуск «Самый старый дуб». Снимали программу на юге Беларуси. Один из таких дубов растет в Национальном парке «Припятский». Так вот, к Данилевичскому царь-дубу добирались на коне Цыгане полдня! Причем это было летом, а в этом году случился аномальный разлив воды. Ее по колено, кругом — пойменные дубравы. В этот лес люди добираются крайне редко, поскольку заповедная зона. Поразило, что практически на каждом втором дереве висят борти. А дубы — что-то потрясающее! Кстати, самому старому — 850 лет. А где он растет — расскажем в эфире! В Данилевичах дубы моложе, но они другие. Они удивляют не обхватом, а огромной высотой, они — ровные столбы, уходящие вверх. Соседний лес им лишь по колено… Там действительно тerra incognita: вокруг растут одни краснокнижники.

— Ксения, ваша съемочная группа нашла Несси?

— Ходят слухи, что в озере Долгое Глубокского района живет какое-то чудовище. Ведущий Максим Немчинов вместе с дайверами отправился на поиски Несси в этом озере, которое из-за прозрачности и глубины часто называют белорусским Байкалом. В программе много подводных съемок. В результате расследования, а также активной помощи местных жителей и ученых получен неожиданный результат. Мы нашли белорусских Несси! Этим животным несколько тысяч лет. Они помнят ледниковый период… Также во время поездки мы услышали довольно удивительную историю. Один местный житель утверждает, что в их краях живет… аллигатор. Но, скорее всего, речь идет об угре. Никто ведь не видел таинственное животное, а только оставленный им огромный след на траве…

— А что за «синий колодец» вы открыли?

— О нем — в выпуске «Голубая криница». Одно из чудес природы нашей страны находится в Славгородском районе. «Синий колодец» — так его называют в народе. Сегодня это самый большой и чистый источник Беларуси. Он находится в зоне отселения. Легенда повествует, что там крестили радимичей. «Голубая криница» бьет через меловые отложения из глубины 200 метров. Поэтому у воды потрясающий бирюзовый цвет. К «Синему колодцу» совершают массовое паломничество верующие, особенно на праздник Макковей. В этот день приезжают до пятидесяти тысяч человек. Но проблема в том, что посетители засоряют источник, жарят рядом шашлыки. Не понимают: чтобы через какое-то время вернуться к «Голубой кринице», надо сохранить ее в чистоте...

— Интересно, какая поездка для вас стала самой незабываемой?

— Первая. Это было что-то невероятное. И приключений много. Да и каждая поездка — это красивые места и очень интересные встречи. А люди какие замечательные! Встречают с душой и совершенно потрясающей любовью к своим — этим малоизвестным нам — местам, которые они очень берегут.

— Случалось ли что-то неординарное во время поиска тerra incognita?

— Практически всегда! Главное — мы побывали в местах, где не ступала нога туриста. К примеру, посетили остров на Браславских озерах, внутри которого плещется еще одно озеро. А казалось бы, «Браславы» — раскрученный бренд. Но мы покажем его с совершенно неизвестной и неожиданной стороны… Ранним утром в Национальном парке «Припятский» мы ехали по дороге, сплошь усыпанной бабочками. Их были тысячи! Невероятно красивое зрелище. Еще мы проверяли, насколько «добры бобры». У нас на это ушло несколько недель. Самая большая бобровая хатка, которую мы нашли, была тринадцать метров в длину!

— Ого! Какими новыми темами еще удивите?

— У меня в списке тем — на выпусков пятьдесят. Мы будем снимать колонию летучих мышей, рощу черных берез, бешеных лис… К слову, мы искали и нашли белорусский Стоунхендж. Вскоре поедем его снимать. Также расскажем про необыкновенные валуны, встретившиеся во время наших путешествий. Думаю, зрителям будет интересно узнать об островах-призраках, перемещающихся по нашим озерам. Снимем программу о потерянных реках столицы и проверим самый распространенный миф: растворяется ли в Свислочи резина...

— А чупакабру, снежного человека станете искать?

— У нас будет шанс найти их. Хотя, думаю, что чупакабра — это, скорее всего, сбежавшее из частной коллекции какое-то необычное животное… А снежного человека нам все предлагают поискать. И нам просто придется его найти! (Смеется.) К Новому году отыщем и настоящего Деда Мороза. Узнаем, в каком лесу ему лучше живется…

Вера ГНИЛОЗУБ, "БН"

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter