КС посчитал отдельные нормы Уголовно-процессуального кодекса Беларуси несоответствующими Конституции

"Признать положения пункта 7 части 1 статьи 29, части 1 статьи 250, части 1 статьи 279 и пункта 1 части 1 статьи 303 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (определяющие, что уголовное дело в отношении умершего не может быть возбуждено, а по возбужденному делу подлежит прекращению предварительное расследование и производство по уголовному делу при назначении судьей судебного заседания, а также в судебном заседании, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего) несоответствующими части 1 статьи 25, статьям 26, 28 и 60 Конституции Республики Беларусь в той мере, в какой эти положения в системе действующего законодательства позволяют органам, ведущим уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников", - сказал председатель Конституционного суда Петр Миклашевич.

Кроме того, он пояснил, что это заключение вступает в силу со дня его оглашения и является окончательным. Оно не подлежит обжалованию или опротестованию, а также не требует подтверждения какими-либо госорганами.

Рассмотрение этого дела в Конституционном суде началось 11 июня, а судьей-докладчиком был Тадеуш Воронович. Производство по делу было возбуждено 12 мая после обращения Палаты представителей. Соответствующее решение депутаты приняли 10 апреля после того, как в парламент обратилась жительница Могилева Белясова Т.И. На рассмотрении дела в КС присутствовали полномочные представители обеих палат парламента и Президента, а также Верховного суда, Генпрокуратуры, Следственного комитета и Министерства юстиции.

Как пояснил журналистам судья Тадеуш Воронович, сын Белясовой погиб в ДТП. Он подвозил другого человека на мотоцикле, произошло столкновение с транспортным средством, и оба погибли. "Белясова больше 5 лет вела переписку с различными правоохранительными органами по этому вопросу", - пояснил судья. Проблема была в том, что в постановлении о прекращении уголовного дела говорилось, что виноват сын Белясовой. А это влечет за собой определенные последствия. Родственники потерпевшей стороны в этом случае могут обращаться с претензиями к родственникам водителя. "Суть обращения Белясовой в том, что, может быть, ее сын и виновен, но она хочет, чтобы об этом сказал суд, чтобы был проведен процесс", - сказал судья Воронович. По данным Следственного комитета, по стране по причине смерти прекращаются более 700 дел в год.

Судья обратил внимание, что КС не говорит, какие конкретно изменения надо внести в УПК. Этот вопрос находится в компетенции парламента и тех органов, которые имеют право законодательной инициативы. "Но в УПК нужно внести такие нормы, в которых было бы прописано, что, если близкие родственники настаивают на продолжении предварительного расследования, оно должно быть продолжено вплоть до направления дела в суд", - отметил Тадеуш Воронович. Необходимо обеспечить правопреемство близких родственников подозреваемого или обвиняемого, который умер.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter