В Бресте осуждены руководители строительной фирмы

Крыши без фундамента

Киногерой Андрея Миронова легким движением руки превращал брюки в элегантные шорты. Игорь Бышнев, директор брестской строительной фирмы, так же незатейливо переделывал небольшие коттеджи в многоквартирные дома. Довольны были все. Застройщики получали недорогое жилье, фирма — баснословную прибыль. В стороне оставались гарантия безопасности и бюджет, ведь реальный доход махинаторы скрывали — ежегодно казна недосчитывалась миллиардов неуплаченных налогов. Это и привело руководство компании на скамью подсудимых.



Первый дом Бышнев построил для себя в историческом центре города еще в конце 1990–х. Взял участок для частного строительства и отгрохал дом с двумя двухуровневыми квартирами. Затем решил заняться строительным бизнесом. Начал с двухквартирных домиков, а затем шел по нарастающей. С начала «нулевых» он не регистрировался вовсе. Услуги предлагал через сарафанное радио. Например, рассказывал о том, что недорого строит жилье... на родительских собраниях в детском садике, куда водил своего ребенка. Цены действительно были на порядок ниже, чем у более известных застройщиков — от 250 до 500 долларов за «квадрат».

Начальник отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления УСК по Брестской области Борис Грищук раскрывает схему:

— Официально разрешение на строительство получал не Бышнев, а будущие жильцы, на которых были зарегистрированы земельные участки. Они должны были возводить дома «хозспособом», то есть своими силами. Но фактически поиском и приобретением подходящих земельных участков занимался Бышнев. Разумеется, и руководили работами преступник и его компаньоны. В проекте, для горисполкома, они «забивали» двух–, трехквартирный изолированный дом с несколькими входами. Помимо жилых комнат, там предусматривались большой холл, библиотека, бильярдная, спортзал. Возле них соответственно санузлы. В последующем эти помещения превращались в отдельные квартиры.

Афера всплывала уже в процессе сдачи дома под ключ. Комиссия, принимавшая дома, удивлялась такой метаморфозе, но по сути ставилась перед фактом. Дальше — три варианта. Самовольно возведенное нужно было или сносить, или приводить в соответствие с проектом, на что Бышнев, разумеется, пойти не мог. Тогда — штраф, который, по сравнению с кушем, был крайне мизерным — 30 базовых. Причем административная ответственность ложилась не на строителей, а на самих жильцов, ведь формально документы в горисполком подавали они. Но это в общем–то никого не останавливало. Такой штраф — ничто по сравнению с возможностью по дешевке купить квартиру в хорошем доме.

Так Бышнев и компания благополучно развивались. Пытаясь максимально скрыть свою деятельность, он вначале зарегистрировался индивидуальным предпринимателем, а потом открыл фирму «БиК–Монолитстрой». С 2000 по 2014 год он совместно с подельниками возвел 21 дом. Однако на подпольного строителя вышли правоохранительные органы, после того как аналогичную серую схему вычислили в Минске. В итоге было возбуждено уголовное дело, после чего следователи стали допрашивать клиентов Бышнева. Те и знать не знали о криминальной стороне дела, так как дома вводились в эксплуатацию без их участия.

Следствие длилось полтора года. Директор фирмы сразу раскрыл карты, признал вину и даже помогал изобличить своих подельников. Фирме, которую он основал, подошло бы название «Рога и копыта», ибо по факту это была фикция. По документам они сводили концы с концами. В кассу вносили выручку, которой едва хватало на оплату коммунальных платежей, аренды помещения и скромные зарплаты. Так Бышнев де–юре получал немногим более миллиона рублей. Всего предприятие зарабатывало около 30 миллионов в месяц. А за пять лет, судя по движению расчетного счета, — 150 тысяч долларов.

Когда компанию вывели на чистую воду, фактический доход, разумеется, был несколько иным. От налогов за время работы фирма скрыла 23 миллиарда. Так что не на 15 миллионов в год Бышнев «коллекционировал» дорогие «Тойоты» и «Лексусы». Не бедствовали и его помощники. При этом, говорит Борис Грищук, махинаторы учитывали каждую копейку:

— Бышнев изначально знал себестоимость строения. Например, если квадратный метр реально стоил 400 долларов, он закладывал 500. Значит, 100 можно было тратить на свои нужды и другие проекты. Часть денег пускали в строительство. Взносы застройщиков тратились на издержки: решение вопросов, наем строителей, покупка материалов и другое, из чего, собственно, и складывалась себестоимость строительства. Остаток шел на личные нужды. Так что в месяц каждый имел не менее чем по тысяче долларов. Кроме того, за счет пайщиков напарник Бышнева построил себе квартиру в одном из домов.

В мае все они выслушали приговор. Суд Московского района Бреста под председательством судьи Инны Тиуновой постановил: Бышневу — 4 года колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Наемные директора Владимир Лахнюк и Сергей Григоренко получили соответственно 3 года лишения свободы и 4 года ограничения свободы с направлением в ИУОТ (оба с конфискацией имущества), Андрей Шунькин — полтора года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Со всех по иску прокурора Бреста суд взыскал в доход государства (в лице инспекции Министерства по налогам и сборам) крупные суммы. Бышневу надлежит уплатить 783 миллиона рублей. А солидарно с Лахнюком и Григоренко еще 3,3 миллиарда.

Не оставят без внимания и тех, кто выдавал разрешения на строительство на участках и впоследствии принимал дома. Ведь очевидно, что при соответствии стандартам отклонения от проектно–сметной документации были существенными. Сейчас проводятся проверки по использованию целевого назначения участков. И здесь, увы, не позавидуешь жильцам, ведь теперь горисполком начал отмену регистрации наделов, на которых строились дома. Прокуратура, правда, этот процесс приостановила. В любом случае сейчас нужно создавать товарищества и каким–то образом узаконить жилье, которое по факту уже сдано.

alexbresta@gmail.com

Фото предоставлено УСК по Брестской области.

Советская Белоруссия № 146 (25028). Вторник, 2 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter