«Крыша течет, а требуют расчет!»

Как работают с жалобами, замечаниями и предложениями людей в конкретном районе? Об этом узнал корреспондент «БН», побывав на приеме у начальника отдела по правовой работе и обращениям граждан Слонимского райисполкома Владимира ЦЫПУРКО.

В роли третейского судьи и адвоката приходится выступать Слонимскому райисполкому.

Как работают с жалобами, замечаниями и предложениями людей в конкретном районе? Об этом узнал корреспондент «БН», побывав на приеме у начальника отдела по правовой работе и обращениям граждан Слонимского райисполкома Владимира ЦЫПУРКО.

На «горячий» телефон начальника отдела поступил звонок. Обратилась жительница Слонима Валентина Лапикова, проживающая в индивидуальном жилом доме. Не так давно она заключила договор с частным предпринимателем на замену шиферной кровли ее дома. В исполнение своей части договора женщина сразу же оплатила 50 процентов от стоимости работ. Однако со стороны подрядчика не только были просрочены установленные сроки, как это нередко случается, но и некачественно выполнены работы. Во время первого же дождя кровля начала протекать. Сейчас предприниматель требует окончательного расчета, но женщина направила ему претензионное письмо, в котором изложила все свои замечания. Валентина Александровна потребовала, чтобы он исправил допущенные недоделки. В то же время, понимая, что рассудить данный спор может лишь третья сторона, женщина поинтересовалась, к каким организациям можно обратиться, чтобы получить экспертное заключение по состоянию кровли, прокомментировал звонок Владимир Алексеевич.

В ходе телефонного разговора Владимир Цыпурко дал Валентине Александровне четкие рекомендации: куда обратиться и какие необходимо представить документы.

— В последние годы мы фиксируем значительный рост юридической грамотности у населения, — подчеркнул Владимир Алексеевич. — В этом ряду показателен случай, произошедший также с жительницей нашего города Лидией Ефимчик. Приобретя в специализированном магазине холодильник фирмы «Индезит», она обнаружила заводской дефект. Обратилась к продавцу с просьбой обменять товар или вернуть деньги. Однако в ответ получила отказ. Не смирившись с этим, женщина собрала неопровержимые доказательства недобросовестности продавца и с этими документами обратилась к нам в исполнительный комитет. В свою очередь, защищая права потребителя, райисполком направил заявление в судебную инстанцию. В результате торговцу пришлось выплатить женщине компенсацию за некачественный товар…

Основная масса обращений слонимчан касается различных проблем жилищно-коммунального хозяйства. Это и ремонт домов, и благоустройство дворовых территорий, газификация и водоснабжение. За девять месяцев нынешнего года работники отдела по правовой работе и обращениям граждан получили около 430 таких жалоб. Обращаются и с вопросами по улучшению жилищных условий, строительству нового и предоставлению социального жилья, выделению земельных участков и определению порядка их пользования… Случается, что в райисполком идут люди и с просьбой разрешить конфликт между соседями. При этом причины ссор бывают весьма разнообразные: от забежавшей на соседский огород курицы до спора о границах земельных участков. Достаточно часто люди приходят с просьбой уменьшить подоходные налоги, помочь в погашении кредитов…

— Пару месяцев назад к нам обратилась жительница нашего райцентра Валентина Бальницкая, — продолжает Владимир Алексеевич. — Просила поддержать в одном весьма непростом деле. В свое время она и муж (оба — граждане Литвы) переехали на постоянное место жительства в Беларусь. Но из-за нестыковок нашего и литовского пенсионного законодательств, а также отсутствия информационного обмена между социальными и налоговыми службами двух государств получилась весьма запутанная история. Пенсия, которую получала чета Бальницких, начислялась в Литве и соответственно должна была облагаться налогом. Но люди об этом не знали. Да и налоговая инспекция не предъявляла им никаких претензий в течение почти четырех (!) лет. И лишь когда Валентине Бальницкой потребовалось получить справку о финансовом состоянии семьи, выяснилось, что она должна белорусскому государству четыре миллиона рублей подоходного налога! Представьте себе, как простому пенсионеру в один момент выплатить такую сумму! Исполнительный комитет пошел навстречу семье Бальницких: было решено снизить сумму выплаты подоходного налога на 75 процентов…

Службу «одно окно» в Слонимском районе долго искать не надо. Создана она в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 2 «О совершенствовании работы с населением» и Директивой № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и действует в самом райисполкоме. Объем работы, который выполняют шесть ее сотрудников, действительно впечатляет. Только с начала нынешнего года они выдали свыше 36 тысяч всевозможных справок. А ведь зачастую, чтобы оформить лишь один такой документ, требуется сделать до 4—5 запросов в различные инстанции…

К слову, Слонимский райисполком постоянно проводит проверки различных организаций района на предмет соблюдения ими действующего законодательства об обращениях граждан. Нарушителей наказывает. В нынешнем году по причине неполного и необъективного рассмотрения обращений, а также нарушения сроков проведения административных процедур к дисциплинарной ответственности в районе привлечены пять должностных лиц.

Результатом же такого внимательного отношения местной власти к проблемам и нуждам простых людей можно считать письма-благодарности, которые приходят в адрес районной администрации. Как, например, написанное жительницей Слонима Маргаритой Соломевич: «Хочу выразить признательность Слонимскому райисполкому и лично Ивану Бабяку (заместитель председателя райисполкома по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. — Авт.) за помощь в ремонте кровли дома и моей квартиры. Не видя выхода из ситуации, созданной самоуправством некоторых должностных лиц, я обратилась к вам как к последней инстанции. И здесь нашла полное понимание. Хотелось бы пожелать районному руководству дальнейших успехов в труде на благо жителей города и района».

Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter