Крымск нуждается в участии

Борт с гуманитарной помощью оперативно отправлен по поручению Президента...

Белорусский транспортный Ил–76 приземлился в Анапе. Простоял считанные часы и, взлетев, взял обратный курс. Туда вез необходимые для пострадавших от наводнения в Краснодарском крае теплые вещи, медикаменты, продукты, средства гигиены — всего 30 тонн почти на 2 миллиарда рублей. Обратно — информацию о том, чем еще может наша страна помочь россиянам.


Борт с гуманитарной помощью оперативно отправлен по поручению Президента. В его пресс–службе сообщили, что Александр Лукашенко ставил задачу еще до вылета осведомиться, в чем конкретно нуждаются люди. Так что груз был востребован.


— Оперативно разгружен. Основная часть отправлена на центральный склад. Медикаменты — сразу в лечебные учреждения, — рассказал один из сопровождавших гуманитарный борт депутат Палаты представителей Евгений Мельников.


Его впечатления после посещения наиболее пострадавшего Крымска тяжелы:


— Люди перенесли очень большой шок. С трудом приходят в себя. Особенно семьи погибших. Очень большие разрушения. Это сложно описать словами. В эпицентре наводнения люди остались практически ни с чем. Все имущество уничтожено...


Тем временем восстановительные работы разворачиваются, как говорится, по всем фронтам. По словам депутата, работы по расчистке завалов идут к концу. В городе практически восстановлено водоснабжение. Подведено электричество. Правда, пострадавшие дома еще не подключены. Еще очень сырые. Тронула белорусский десант искренняя благодарность местных жителей:


— Они тепло говорили о нашей стране. По всему видно, что к белорусам здесь особое отношение. И то, что мы одни из первых предложили помощь, люди очень ценят. Причем ту помощь, которая действительно к месту и необходима. Просто ком к горлу подкатывал, когда они говорили, что, встретив нас, впервые улыбнулись после того, как нагрянула беда.


Одна из задач группы сопровождения — выяснить, в чем еще нуждаются люди. Евгений Мельников перечислил важнейшие позиции:


— Региону нужна мебель. Пострадали школы и детские сады. Их надо восстановить к началу учебного года... Нужны газовые и электрические плиты, чтобы готовить пищу. Нужны холодильники. Стоит жара. Продукты долго не хранятся. Строительные материалы необходимы. Многие дома нужно восстанавливать с нуля.


Об этом сразу по прилете проинформировано руководство Правительства. Оно подготовит соответствующую информацию для Президента. Вероятно, это первый, но не крайний рейс гуманитарного назначения.


Кстати


Руководитель лаборатории дистанционного зондирования Земли из космоса Института географии РАН Лев Десинов изучил снимки Крымского района, сделанные космонавтами с орбиты 9, 10 и 11 июля. Подытожил:


— Передали 144 детальные и обзорные фотографии района. Мы пока использовали 34. Остальные проанализируем в ближайшие дни. Но картина в целом уже ясна.


К вечеру 6 июля 2012 года в районе Крымска выпало 65 мм осадков. Они превысили норму впитывания в грунт. В ночь с 6–го на 7–е сильный ливень добавил еще 156 мм. По оценкам, объем воды, которая дошла до Крымска, составлял около 50 млн. кубометров... На пути к нему потоки воды встретили первое серьезное препятствие — насыпь железной дороги и мост. До города отсюда — 2,2 километра. Для мчащейся воды оставался проем между опорами моста — 30 метров. Казалось бы, немало. Но когда несется такой поток, наполненный ветками, деревцами, камнями, ширины этих ворот недостаточно.


По словам эксперта, проем быстро забило мусором и образовалось что–то вроде дамбы, начала скапливаться вода. В какой–то момент препятствие было прорвано и вода под напором устремилась к городу. Это была первая небольшая волна. Когда к 23.00 ливень усилился, ситуация в районе насыпи повторилась. Но главное, отмечает Десинов, на подходе к Крымску поток воды уперся в еще одну преграду:


— На южной окраине Крымска от трассы А–146 перпендикулярно к ней и поперек реки Адагум отходит шоссе. Его высота над уровнем реки — около семи метров. Вот здесь и наступил критический момент. Дорога на протяжении 800 метров фактически образовала дамбу. Ворота для пропуска воды были как будто большими — 80 метров, но и этот широкий проем стал забиваться крупным и мелким мусором и в конце концов оказался полностью перекрыт... Когда колоссальный объем воды прорвал спонтанно образовавшуюся плотину, гигантская семиметровая волна ринулась на город и затопила его. Ширина бешено несущегося вала превышала 800 метров.


Ученый отметил, что не стоит возлагать всю вину за трагедию на данное сооружение, однако оно, по мнению специалиста, сыграло решающую роль: «Я бы сказал так: основной причиной катастрофы наряду с природными факторами стали препятствия в виде двух инженерных сооружений».


Примечательно, что огрехи в просчетах, допущенные при строительстве города, заметили и в Росприроднадзоре. В ведомстве пришли к выводу, что одной из причин тяжести последствий наводнения стала застройка паводкоопасных территорий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter