Крымские татары объявили о продовольственной блокаде полуострова

Крым пытаются взять в оборот

Насколько "эффективна" продовольственная блокада Крыма?
В воскресенье 20 сентября активистами «Меджлиса крымско-татарского народа», а также украинских националистических организаций была начата акция по продовольственной блокаде Крыма. Активисты перерезали основные дороги, ведущие на полуостров, в районе административной границы «материковых» областей Украины и Крыма. Организаторы акции не скрывают своих целей: создание продовольственного дефицита в Крыму с целью дестабилизации социально-экономической обстановки. Простой транспортной блокадой активисты не ограничиваются — они намерены создать на украинско-крымской границе «продовольственные хабы», куда, по задумке, за продуктами будут ездить крымчане. Таким образом крымско-татарские и украинские националисты намерены убедить жителей полуострова в преимуществах жизни в Украине по сравнению с Россией.



Украина не первый раз пытается таким образом воздействовать на Крым, используя то обстоятельство, что основные коммуникации полуострова с «материком» проходят через украинскую территорию. Практически сразу после присоединения Крыма к России был перекрыт Северо-Крымский канал, питавший водой из Днепра сельское хозяйство полуострова. Кроме того, в прошлом году Крым пережил ряд «блэкаутов», связанных с прекращением подачи электричества с территории Украины. Но основной удар был нанесен по транспортным коммуникациям с целью нанести ущерб туристической отрасли Крыма. Было полностью перекрыто железнодорожное сообщение между Украиной и Крымом. В результате на территорию полуострова перестали попадать не только украинские поезда, но также российские и белорусские, следовавшие транзитом через украинскую территорию. На сегодняшний день единственный поезд дальнего следования в Крыму ходит сообщением Москва-Симферополь через Керченскую паромную переправу. Автомобильное сообщение с Крымом через территорию Украины также максимально затруднено, а для граждан России — фактически невозможно. Поэтому блокада продовольственных товаров, поступающих в Крым из Украины, была вполне ожидаемым шагом. Следует отметить, что данная акция не санкционирована официальным Киевом и проводится т.н. «гражданскими активистами». Вместе с тем сложно поверить, что продовольственная блокада Крыма осуществляется без молчаливого одобрения киевских властей.

Впрочем, эффективность всех этих акций вызывает большие сомнения — никакой масштабной дестабилизации, которая могла бы свидетельствовать о перемене настроений в пользу Украины, на полуострове не происходит. Более того, российская сторона делает все возможное, чтобы минимизировать последствия блокады со стороны Украины и обеспечить максимальную интеграцию Крыма в хозяйственные связи внутри РФ. Самым громким российским инфраструктурным проектом в Крыму является, безусловно, Керченский мост, призванный ликвидировать критическую зависимость полуострова от транспортных коммуникаций через Перекоп. Однако строительство моста планируется завершить только к 

2019 г., а транспортные проблемы полуострова приходится решать уже сейчас. В первую очередь это связано с организацией работы Керченской переправы, которая в прошлом году вызывала серьезные нарекания. В этом году, судя по отзывам, данная задача была в целом решена, что позволило избежать масштабных транспортных коллапсов и многокилометровых пробок. Кроме того, Россия организовала регулярное авиасообщение с полуостровом через аэропорт Симферополя, для чего была создана специальная авиакомпания-лоукостер. Благодаря этим мерам удалось в значительной мере компенсировать снижение туристического потока из-за транспортной блокады Перекопа. Кроме того, на 2016 г. Россия анонсирует запуск «энергетического моста», который замкнет энергосети Крыма на Краснодарский край, обеспечив тем самым энергетическую независимость от Украины.

Аналогичные процессы идут и в продовольственной сфере: товары, поступавшие из Украины, замещаются аналогичной продукцией из российских регионов. По словам главы Республики Крым Сергея Аксенова, на сегодняшний день на полках продовольственных магазинов полуострова находится не более 5% украинских товаров, и блокада лишь ускорит вымывание украинской продукции с рынка полуострова.

Таким образом, данная акция носит скорее демонстрационно-идеологический, нежели реально-экономический характер и вряд ли скажется сколько-нибудь серьезно на социально-экономической обстановке на полуострове. По мнению некоторых наблюдателей, цель транспортной блокады и вовсе имеет криминальную подоплеку: таким образом лояльные Киеву крымско-татарские активисты и националисты из «Правого сектора» пытаются взять под свой контроль транспортные потоки в Крым. В этой связи напрашивается параллель с событиями в закарпатском городе Мукачево этим летом, где, по распространенному мнению, «Правый сектор» пытался взять под контроль потки контрабанды, что вылилось в перестрелку с человеческими жертвами.

Какой бы ни была реальная подоплека данной акции, вполне очевидно, что она будет способствовать лишь дальнейшему отдалению Крыма от Украины. 

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter