Крылья, жабры и хвосты Татьяны Лариной

Литература постчеловечества
Литература постчеловечества

«Я стал real–vampires и являюсь им сравнительно недолго...

Мне наскучило быть одному, и я хочу создать себе подобного», — взывает некая личность на сайте вампиров. На другом сайте, называемом «Гробокопатели», два входа: один — для людей, другой — для не–людей... На третьем сайте честно предупреждают, что зайти туда могут только представители цивилизации с уровнем развития «не менее 35 по шкале Странников». А у людей, видите ли, всего–то 12... Так что зайдете на сайт — вас и шарахнет «фиолетовым излучением»... «Я — Иной светлой категории...», «Мой муж стал Иным.Это случилось две недели назад...» — делятся информацией обчитавшиеся «Дозорами» Лукьяненко «Иные» на своем форуме. Ну а уж «толкиенутыми» эльфами, гоблинами и хоббитами, что называется, Лох–Несское озеро запрудить можно. «Я — не человек», — представляется понравившейся девушке «герой нашего времени» с тем же апломбом, с каким его предшественник назывался «лордом Фаунтлероем» или «секретным агентом». Вот говорят, что литература перестала влиять на нашу жизнь. А ведь образы, за которые прячутся наши с вами неустроенные в «реале» смертные современники, все эти Дракулы, Иные, Эльфы и Гоблины, взяты не откуда–нибудь, а из тех же книг и совершенных по ним экранизаций да компьютерных игр. Как говорит в своей статье российский литературовед Ольга Лебедушкина: «Если литература, как давным–давно нас учили, — все–таки зеркало, то сегодня ее поверхность все чаще отражает не тривиальные физиономии, а лапы, хвосты, клыки, а то и вовсе чешуйки и крылышки». Немодно становится быть человеком... Почему? Давайте попытаемся разобраться вместе...

Купи своего тигра

Когда тебе страшно, нужно представить за спиной кого–то могущественного. Как говорят японцы об уверенных в себе людях: «У него есть свой тигр». И вот мальчик–«ботаник», затравленный одноклассниками, поправляет очки на веснушчатом носу и мстительно представляет себя магом–сиротой, подброшенным в мир гадких «маглов», которому стоит только произвести заклинание — и обидчики превратятся в тараканов. Большинство «дракул», кстати, в жизни вполне милые, вежливые люди, школьники, студенты, служащие. А мир не вежлив. Мир жесток, он все более превращается в безжалостную систему, и нет у нас выхода... Кроме как завести своего «тигра». Начальник на тебя орет, друг изменил, а тебе, эльфу, какое дело?

Бездна заглядывает в тебя, приятель

Человека так и тянет к таинственному... Мало кто при этом вспоминает предупреждение Ницше, что если ты заглядываешь в бездну, то бездна заглядывает в тебя. «Нынешняя культурная ситуация такова, что уже нельзя заставить весь мир читать про Оливера Твиста. Но если посадить его на метлу, то можно», — иронизирует та же Ольга Лебедушкина. Помните, как подогрелся интерес к хорошему певцу Витасу, когда начали распускаться дикие слухи о том, что он — гибрид человека и земноводного, и под шарфиком у него спрятаны жабры? В свое время Мережковский написал о том, что Лермонтов был не человек. О Гоголе то же поговаривали... Не читают пушкинского «Евгения Онегина»? А мы перетолкуем по–новому знаменитый сон Татьяны, где она встречается в лесу со всякой нечистью... Не был ли это обряд инициации? Не стала ли Татьяна «темной Иной» и именно потому отвергла человека Онегина? Дико? А ведь спекульнуть на этом можно. Помните, как в фильме «Дневной дозор» российская «тусовка» охотно заснялась в качестве гостей на балу нечистой силы? Самое грустное, что игра потихоньку превращается в полный «серьез», и слишком поздно приходит понимание, что есть вещи, с которыми играть нельзя.

Здравствуй, мама, я андроид...

В начале прошлого века появился роман идеолога футуризма Маринетти под заголовком «Мафарка–футурист», в котором разрабатывалась теория «преодоления человека». Машина — вот идеал мироздания! Современный ученый–кибернетик Кевин Варвик пишет: «Я родился человеком. Но это всего лишь роковая случайность, произошедшая в определенное время в определенном месте. Я верю, что в наших силах что–то изменить». Варвик вживил в свой мозг чип для передачи на компьютер информации о нервных процессах в организме. В современной литературе возник отвратительный термин: «мясная машина» либо «машина из мяса». Как вы догадываетесь, это о нас с вами... Некоторые считают, что такую литературу порождает страх перед смертью и соответственно поиски бессмертия. Записать душу свою на чип и пересадить андроиду... Да хоть в виде компьютерной программы продолжиться!

Лабиринты и «ваўкалакi» по–человечески

«Постчеловеческая литература» отличается от прежней не тем, что герои не похожи на людей. В христианстве есть понятие «юродивость» — это когда во имя служения Богу человек отказывался даже от своего человеческого облика, умаляя себя, дабы возвыситься в молитве. В конце концов, все мы выросли на волшебных сказках, где действуют говорящие волки и русалки... Но ранее в литературе все, включая инопланетян, жили по человеческим законам. Герои «постчеловеческой литературы» законы человечества отвергают изначально. Это не осел Апулея и не насекомое Кафки с философской метафорикой и игрой смыслами... Это просто реабилитация эгоцентризма.

Есть и у белорусов литература «пост», есть свои «дамавiкамероны» и «бесапатамы»... Но не зря наша литература возникла под знаком стихотворения Янки Купалы «А хто там iдзе?», которое заканчивается пафосным призывом: «А чаго ж, чаго захацелась iм, пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм? Людзьмi звацца!» Белорусской литературе, по большому счету, еще не до «постчеловечества». Еще нужно отвоевывать свое место в мировом литературном процессе, пробуждать интерес к себе у читателя, задавленного русскоязычным «чтивом»...

Запрет на синий цвет

«Человек — это то, что он из себя делает», — считал Сартр. Сегодня не мы делаем, а из нас делают потребителей. «Между «потреблять» и «истреблять» разница невелика», — говорит французский писатель Бегбедер. Потому как «человек, который смотрит на телеэкран, или участвует в интерактивных опросах, или звонит по сотовому, или играет на своей «Рlaystation» — не живет. Его здесь нет. Он ушел в иной мир. Он вроде бы и не умер, но и не жив». Психологи считают, что мода на пирсинг, шрамы, вживление под кожу металлических рогов и шипов — это сопротивление «среднему человеку» из рекламного ролика... Пелевин в своем «Поколении «Пепси» высказал предположение, что мир, воспринимаемый нами через средства массовой информации — от политиков до певичек, — иллюзия, есть только сделанные на компьютере симулякры. Что остается? Удалиться, как герой романа «Допплер» норвежского писателя Эрленда Лу, в глушь и «не участвовать»? Помните, в конце мультфильма о зеленом панке Шреке принцесса Фиона отказывается закрепить человеческий облик и жить в прекрасном дворце, а отправляется вместе с любимым в свободное вонючее болото?

Быть человеком в этом мире сложно и ответственно. И литературу о реальном мире писать сложно и ответственно, куда проще и выгоднее спрятаться за игру. Ну а что человек создан по образу и подобию Божьему — зачем вспоминать? Разве что когда до смерти захочется, чтобы кто–то посочувствовал, согрел душевным теплом, просто выслушал — по–человечески, а не по–гоблиновски или вампирски. А такой момент рано или поздно настает у всех, даже у основателей сайта «Гробокопатели».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter