Крылатое дворянство

Голуби, как люди, бывают разные.
Голуби, как люди, бывают разные. Одно дело - скромные серые сизари, не брезгующие поисками еды на помойке. Другое - холеные, благородные обитатели голубятни. Голубиная элита. Птицы, за полетом которых можно наблюдать часами, - как в высоте зависают на одном месте "бабочкой" николаевские, или как, кувыркаясь, поднимаются в воздух бойные... Птицы, ставшие для людей увлечением и страстью на всю жизнь.

Сейчас голубятню увидишь редко. А раньше? Раньше это была любимая городская забава. Страстными голубятниками были в свое время граф Орлов, даже оставивший после себя орловскую голубиную породу, или, к примеру, Брежнев. Увлекался голубями Никулин. В числе голубятников замечены Чубайс, Черномырдин, Золотухин... Список этот можно продолжать и продолжать.

Принято считать, что голуби - развлечение для богатых, а то и своего рода бизнес. Есть в этом доля правды. Цена редкой птички голубых кровей даже в нашей стране может достигать 1.000 - 1.200 "баксов", а за рубежом хорошего спортивного голубя оценивают в 15 - 20 тысяч долларов. Но... не поверите, деньги - не главное для настоящих голубятников! Это - клуб с потрясающими отношениями между "посвященными". Если тебя уважают, можно договориться - и голубя тебе дадут даром. Или обменяют. Или продадут. Ну а если не уважают... Есть в Краснодаре легендарная для голубятников личность - некий старик Герман. В свое время к нему, говорят, от Брежнева гонцы приезжали, просили голубей редких пород. А он мог ответить: нету, мол, и разговаривать не о чем.

- Если хочешь "на голубях" заработать, лучше этим вообще не заниматься, - уверенно говорит Анатолий Вебер, заместитель председателя Минского городского клуба голубеводов. - Не знаю ни одного человека, разбогатевшего таким способом. Иногда меня спрашивают, какой голубь у меня самый дорогой. Нельзя так. Если я начну переводить это увлечение на деньги, для меня оно потеряет всякий смысл.

Анатолий занимается голубеводством 36 лет из своих 42. И называет это прежде всего очень серьезной работой. Точно так же считают и его сыновья, которых вы видите на верхнем снимке.

- Со стороны кажется: пришел к своей голубятне, посвистел, на голубей поглядел - и весь труд. А на самом деле ежедневно приходишь сюда как минимум дважды, утром и вечером: покормить голубей надо, убрать за ними - только пол скребком отчистить чего стоит. Каждый день их нужно тренировать. Ни один голубь, если его не заставлять, сам летать не будет, обленится...

Но это работа, так сказать, техническая. А есть и творческая - селекция. Улучшение породы. Знающий голубятник держит не более 2 - 3 пород, но уж зато его птицы - самого высокого уровня. Ведь на выставках голубей оценивают аж по 100-балльной системе! Влияют на оценку, как на конкурсе красоты, даже цвет глаз и длина лапок, не говоря уж про окрас. Набравший менее 77 баллов неудачник вообще считается только участником выставки, не имеющим никаких шансов на награду. Наши белорусские голуби всегда входили в тройку призеров на всесоюзных выставках, да и теперь в масштабах СНГ показывают результаты не хуже. К примеру, в прошлом году на конкурсе в Москве взяли второе место. А белорусские николаевские брали призы в Украине - в стране родоначальников этой породы!

А вот собственной породы в Беларуси долгое время не было. Только в 60 - 70-х годах на основе "мурой" масти наши селекционеры вывели красивейших белых в коричневую крапинку "березовых" голубей.

- Видите, это - "братья", и то они отличаются по окрасу; не бывает двух одинаковых, - с увлечением рассказывает Анатолий Вебер, держа в руках двух "минских березовых", явно недовольных таким обхождением, но спокойных и особо не возражающих: как-никак, хозяйские руки. - А вообще, каждый голубь - как ребенок, к нему индивидуальный подход нужен. Знакомые шутят: мол, у тебя их 80 штук, если пары будет не хватать, и не узнаешь. Пары! Да у меня один голубь пропадет - я сразу вижу...

А пропадают голубиные "дворяне", увы, не так уж редко. Бывает, свой же брат-голубятник переманит, или приглянется "боярину" дикарка-простушка, улетит он за ней на волю и не оглянется на сытное и уютное "дворянское гнездо". Любовь голубиная - порой сродни людской, пары живут вместе многие годы...

Бывает, обыкновенные воры взламывают питомник и крадут голубей. Впрочем, насколько знаю, решаются на это немногие, потому что знают: если хозяева поймают за этим делом, церемониться не станут.

А порой "ворует" голубей и сама природа.

- Когда гоняешь голубей, они поднимаются так высоко, что скрываются с глаз. И там, случается, накроет туча и занесет неизвестно куда, - рассказывает Анатолий.

- А позвать их нельзя?

- Нет. Голубь, как марафонец, увлекся движением - и все перестает существовать для него, крылья "за голову" - понеслась душа в рай. Вот потом и вылавливают наших птиц где-нибудь в Смолевичах, а то и в Борисове.

- И возвращают?

- Иногда. На лапке у каждого голубя есть кольцо, на котором - моя фамилия и домашний телефон.

- Но ведь это кольцо можно просто снять.

- Некоторые так и делают. Но давайте говорить о хороших людях, их больше...

Да, без оптимизма и энтузиазма настоящим голубятником, наверное, не станешь. На энтузиазме в клубе держится все. Общество охраны природы, под патронатом которого действует клуб, помогает голубеводам в оформлении разрешений на устройство питомников и в покупке зерносмесей со скидками. Во всем остальном голубеводы помогают себе сами. Участвуют в международных конкурсах за свой счет. Ежегодно организовывают выставку в Минске, но постоянная проблема - где разместить участников - ограничивает количество зарубежных гостей.

- Если бы помогали нам городские власти хоть в расселении участников этой выставки, каких бы голубей к нам из-за границы возили! - вздыхают голубятники. Но - только в приватной беседе. Гордые...

А вообще клуб на жизнь не жалуется. И даже строит грандиозные планы: объединить всех "птичников" города - от любителей канареек до хозяев бойцовых гусей. Наверное, даже гордым вместе и легче, и веселее...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter