Почему над аэродромом Боровая летали ведра, как триста «лошадей» перевернули самолет вверх дном и кому достался Гран-при

Крутые виражи и танцы. В небе

Почему над аэродромом Боровая летали ведра, как триста «лошадей» перевернули самолет вверх дном и кому достался Гран-при.

Вертолет россиянок Галины ШПИГОВСКОЙ и Любови ГУБАРЬ выполняет «параллельный слалом»
Вертолет россиянок Галины ШПИГОВСКОЙ и Любови ГУБАРЬ выполняет «параллельный слалом»

ФЕСТИВАЛЬ авиационного спорта стартовал в минувшие выходные и привлек тысячи зрителей. Взрослые и дети, глядя на то, что вытворяли в небе лихие пилоты, а на аэродром под Минском съехались 200 спортсменов из восьми стран мира — только ахали и охали, искренне переживая за авиаторов-экстремалов. В этом году фест получил символическое называние «70 лет мирного неба». Самое громкое событие в день старта – международные вертолетные гонки, которых до этого у нас еще не проводили. 16 сильнейших экипажей из Беларуси, России и Украины состязались в небе, маневрируя всего в пяти метрах от земли, в дисциплине «параллельный слалом»…

Вниз кабиной и головой 

С самолета Ан-2 выпрыгивает инструктор парашютно-десантной подготовки Минского аэроклуба ДОСААФ мастер спорта Юрий Стефанович с флагом Беларуси размером в 500 квадратных метров. За ним спортсмены нештатной команды по купольной парашютной акробатике «Белорусские ястребы». Обладатели медалей чемпионатов мира и Европы на глазах у изумленной публики легко строят этажерку из шести парашютов. 


Фото БелТА

Вот через пару десятков минут появляется двухместный борт Як-52, пилотируемый опытнейшими летчиками-инструкторами 1-го класса авиации ДОСААФ. За штурвалом руководитель Минского аэроклуба добровольного общества Николай Мочанский, а на подстраховке — командир звена и мастер спорта Советского Союза Александр Курилов. 

— Наш самолет делал плоский штопор, мертвую петлю, поворот на вертикали, — после выполнения сложных трюков поясняет Александр Станиславович. – Опасным считается обратный полет, когда мы на небольшой высоте мчались параллельно земле вниз головой.

На некоторых виражах пилоты испытали на себе перегрузки в 7 g, это когда вес человека увеличивается в семь раз и тело его буквально вдавливается в кресло. Новичок, скорее всего, кратковременно потеряет сознание, в лучшем случае у него просто потемнеет в глазах. 

На Як-52 тренируются спортсмены, многие из которых потом пересядут на реактивные самолеты, объяснили мне техники аэроклуба. Мощность мотора в 360 лошадиных сил позволяет сравнительно легкой крылатой машине (всего-то 1240 килограммов) «крутить» практически любые фигуры высшего пилотажа.

Обуздать… ведро

Спешу на вертолетную стоянку, где участники готовят технику к предстоящему слалому. В этой дисциплине они, двигаясь змейкой, должны будут пронести через ворота на пятиметровом канате ведро с водой. Проливать содержимое нежелательно, ведь на финише после установки емкости на узкий столик судья проверит уровень воды и подсчитает общее затраченное время. 

У вертолета Ми-2 что-то обсуждают члены экипажа из Витебского аэроклуба ДОСААФ Владислав Курс и Никита Лаптев. С их разрешения сажусь на место пилота и берусь за штурвал. Ну что, в небо?

— Только вот пристегнуться забыли, — смеются пилоты. 

Влад поясняет, что в момент полета будет держать в руке веревку с ведром на конце и смотреть вниз через открытую дверь кабины. Из-за шума лопастей пилоты слышат друг друга плохо, общаются в основном по внутренней связи. 

Молодые спортсмены участвуют в таких вертолетных гонках впервые. А накануне пробовали свои силы во внутриклубных соревнованиях в Витебске, недавно вернулись из Тверской области, с открытого чемпионата России по вертолетному спорту.

Наконец слышу запуск двигателей и характерный свист винтов. Кстати говоря, были здесь более легкие и маневренные «американцы» Robinson R44. Их в слаломе демонстрировали россияне Андрей Орехов и Вадим Сазонов, Николай Буров и Александр Жуперин (действующий чемпион мира), Николай Родионов и Елена Жуперина (супруга Александра, единственная женщина-призер Всемирных авиационных игр 2009 года в Италии). Белорусы же и украинцы поднимались в воздух исключительно на Ми-2. 

Восемь команд прошли полуфинал и финал вертолетного слалома по олимпийской системе. А затем главный судья гонок, президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина объявила победителей: ими стали абсолютные чемпионы мира Александр Жуперин и Николай Буров: 

— Результат ожидаемый, потому что мы в последнее время очень много тренировались к предстоящему чемпионату мира в Польше. Так проверяем степень своей готовности к еще более серьезным состязаниям. В первую очередь — психологическую. 

Светящиеся шары 

и золото за развозку грузов

Тем временем стартует индивидуальный фристайл. Его еще называют «танцем в небе», потому что каждый пилот за 4 минуты должен показать мастерство экстра-класса, демонстрируя максимальную маневренность машины. Через какое-то время определился чемпион: мастер спорта, заслуженный тренер России, вице-чемпион мира по упражнению «фристайл» Гарри Георков.

В субботу после захода солнца возле стелы «Минск – город-герой» зрителей ждало необычное зрелище – ночное свечение около десятка воздушных шаров. 

В воскресенье — гонки «Развозка грузов». Нужно было балласт, прикрепленный к страховочному канату, пронести через ворота и опустить последовательно в три контейнера. Лучшим стал экипаж Петра Васильева и Виктора Дегтяря из Центрального спортивного клуба Армии Российской Федерации. И при общем подсчете баллов выяснилось, что они – абсолютные чемпионы гонки. Кстати, наши спортсмены (экипаж Витебского аэроклуба с Александром Грищенко и Владимиром Стриенком) в развозке грузов завоевали серебро, чуть-чуть не дотянувшись до золота. 

Во время фестиваля авиационного спорта, организованного Белорусской федерацией авиационного спорта и ДОСААФ, внимание привлек и самый массовый за белорусскую историю полет тепловых аэростатов. Команды 54 воздушных шаров из Беларуси, Латвии, Литвы, Молдовы, Новой Зеландии, Польши, России и Украины стартовали рано утром из аэропорта Минск-1 и пролетели примерно 22 километра на юго-восток от города. 45 пилотов-спортсменов выполнили семь заданий, летели девять тепловых аэростатов. Первое место в общем зачете взял поляк Базыль Давидчук. В национальном равных не было Константину Царику из Гродно. 

Не исключено, что подъем 54 воздушных шаров в столичное небо войдет в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый полет над столицей государства. 

Игорь МАТЕЛЕНОК

matelenok_2011@mail.ru

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter