Роман Заслонов — известный и узнаваемый белорусский художник, живущий на два дома, которыми стали Франция и Беларусь. Минск — его малая родина

Крутые повороты

В прошлом году на 57-й Венецианской биеннале Роман Заслонов показывал свой арт-проект “Стол”, представляя нашу страну. Затем проект демонстрировался в Париже. И, наконец, “Стол” прибыл в Минск, где был показан в НЦСИ на проспекте Независимости. Открытие было многолюдным, с инсталляциями, видео, перформансами, в которых участвовали французские актеры. Интересно!



Кстати, после открытия некоторые зрители, мягко говоря, оказались не готовыми к тому, что увидели и услышали. “Как так? Зачем все это? Где привычные картины с красивыми девушками в пестрых юбках? Где сотни старинных предметов, изыск и утонченность? Нас обманули!..” — сетовали знакомые и совсем незнакомые любители искусства.

Романа Заслонова знаю давно, учились на одном факультете, у одних и тех же педагогов. Прекрасно помню его юным и безбородым, веселым и остроумным в смешном халате, пошитом бабушкой. Мне интересен его путь, состоящий из трех временных отрезков, каждый из которых совершенно не похож на предыдущий.

В институте (ныне Академия искусств) и сразу после него Роман писал абсолютно реалистические деревенские пейзажи, портреты современников и картины. Писал настолько хорошо, что у него появились и подражатели, и продолжатели, и даже те, кто его работы подделывал. А подобное обстоятельство — красноречивое свидетельство удачно найденного и обретенного стиля. Несколько холстов того периода находятся в собрании нашего Национального художественного музея, что тоже говорит о многом. Да и покупателей на те работы хватало. Все складывалось удачно. Он выехал в Европу, там его приняли. Сотрудничает с галереями, участвует в выставках, иногда надолго приезжает в Минск.

Помню, как, увидев новые работы, написанные во Франции, знакомые минские художники удивленно разводили руками. Живопись Романа Заслонова стала абсолютно не похожей на прежнюю, зелено-коричневую и очень реалистическую. Казалось, что это все сделано другим человеком, может быть, однофамильцем.

Весна. Бережное. 1991 год.

Но прошло несколько лет, и к “новому” Заслонову попривыкли, присмотрелись, оценили. Если и вспоминали о славном первом периоде, то с улыбкой, как о детстве и юности. Да и продавались новые работы очень хорошо (знаю это не от Романа). А потом, в декабре 2015-го, случилась большая персональная выставка в нашем музее. О ней много говорили, писали, показывали по телевидению. Это было признание таланта! Естественно, кого-то это раздражало, кто-то говорил, что это все плохо, что это профанация искусства, хотя и сделано все профессионально и грамотно. Казалось бы, что теперь все! Продолжай двигаться по накатанной колее, работай в найденной стилистике, “снимай пенки”.

Но с Романом снова что-то произошло. Он поучаствовал в конкурсе, объявленном Министерством культуры и Центром современного искусства, на лучшее предложение проекта для крупнейшей международной выставки — Венецианской биеннале. Его предложение признали лучшим, а он стал одним из авторов и куратором проекта “Стол”, очень далекого от традиционной живописи, которой Заслонов успешно занимался. Над новым проектом он работал вместе с Виктором Лобковичем и Сергеем Талыбовым.

Опять начались споры и разговоры об участии Беларуси в крупнейшей международной выставке и проекте “Стол”. Они были как до открытия нашего павильона, так и после. Высказывались и те, кто смог побывать в Венеции, увидеть все своими глазами, и те, кто не был, но что-то слышал. Естественно, критики сравнивали проект маленькой Беларуси с огромными павильонами России, Германии, Франции, Японии... Роман Заслонов в эти споры не вступал. Читал, выслушивал, но отмалчивался. Художник свою работу сделал, а теперь у всех доброжелателей и критиков появилась возможность увидеть проект собственными глазами и вынести свое суждение...

Красное платье архитектора. 2005 год.

В последние дни февраля в выставочных залах НЦСИ куратор и автор нашумевшего проекта “Стол” художник Роман Заслонов появился перед зрителями и журналистами. Он провел “открытый стол”, где ответил на все вопросы как поклонников, так критиков. Что увидит зритель через год или два, художник не рассказывал. Лишь сообщил, как всегда, улыбаясь, что работает, что занят новым большим проектом. Но что представляет собой этот проект, как ни пытались выведать журналисты, так и не рассказал.

Ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter