Как выглядят с высоты сломанный мост через Припять, открытие паромной переправы и угрозы паводка

Крутые повороты Припяти

Большая вода, которую с опаской в этом году ждали все, не пришла, но ситуация с подтоплениями в стране все равно очень напряженная. Только в Гомельской области под водой оказались восемь участков дорог, 115 под-ворий, 68 хозпостроек и 18 подвалов жилых домов —  пострадали Петриковский, Мозырский, Добрушский и Рогачевский районы. Корреспондент «Рэспублікі» посмотрел, как выглядит паводковая ситуация в бассейне Припяти с борта вертолета. А заодно узнал, как налаживается переправа на месте печально известного моста между Житковичами и Туровом.


Малая беда часто видна вблизи, а большую разглядеть можно только на расстоянии. К счастью, несмотря на негативные прогнозы, больших неприятностей от половодья в этом году не случилось. Вертолет Ми-8, на борту которого сидели заместитель Премьер-министра Анатолий Калинин, министр МЧС Владимир Ващенко, а также несколько журналистов, долго кружил над окрестностями Припяти. Главный вывод был сделан такой: несмотря на зимние обильные снега, наблюдаются лишь единичные подтопления, да и те в большинстве своем происходят от талых вод. Впрочем, на заседании Гомельской областной комиссии по ЧС, которым завершился визит в Житковичи, поднимались вопросы куда более важные, чем ситуация с паводком.

Время большой воды

Следует признать, в этом году главный прогноз метеорологов не сбылся. Снега зимой было много, особенно добавили его мартовские снегопады, поэтому ожидалось, что вышедшие из берегов Припять, Днепр, Сож и другие реки могут наделать бед по ходу своего течения. Но просто повезло — в конце марта температура днем и ночью часто перепрыгивала через ноль, и в итоге большая вода поступала не сплошным потоком, как это бывает обычно, а порционно. И массовых подтоплений, как в прежние годы, когда по крыши заливало целые улицы, удалось избежать.

Вертолет, на борту которого разместились Анатолий Калинин и Владимир Ващенко, вылетел из «Липок». Реконструированный аэродром МЧС с обновленной взлетно-посадочной полосой и тренировочным центром находится очень близко от Минска — буквально в полутора километрах от МКАД.

Анатолий КАЛИНИН и Владимир ВАЩЕНКО на борту вертолета.

...На подлете к Житковичам пассажиры борта долго смотрели из окошка иллюминатора на разливы и пришли к выводу, что ничего серьезного не видят. Следы воды действительно были видны повсеместно, но много их было на полях и в лесах, а вот напрямую к населенным пунктам потоки в большинстве своем не добрались. Правда, сутки спустя «наземная» статистика показала, что все не так радужно – по сводкам Гомельского областного управления МЧС, паводковые воды в Петриковском, Мозырском, Добрушском, Рогачевском районах затронули восемь участков дорог, 115 подворий, 18 подвалов жилых домов и 68 хозпостроек. Паводковые воды подтопили восемь населенных пунктов, 16 частных подворий, 13 хозпостроек, три подвала жилого дома и один участок дороги. В основном все они находились в низменностях.

Вода в низовьях Припяти залила несколько участков дорог местного значения, но, в принципе, по ним даже легковая техника проезжает. В основном подтопления небольшие — 10—20 сантиметров, так что если вспоминать те годы, когда жителям приходилось вместе со скотиной ожидать спасателей на крышах домов и сараев, это так — пустяки.

Вид на разливы сверху. К сожалению, в верховьях вода еще поднимается. По 2-3 сантиметра в день плюсует Горынь и Верхняя Припять в створе Пинска. Так что говорить о том, что главные неприятности позади, еще рано.

Два берега одной реки

Аварийный мост через Припять на 18-м километре трассы Р88 Житковичи — Давид-Городок — граница Украины (Верхний Теребежов) прославился на всю страну. Местные жители порой даже грустно шутят про него: «Кто раньше из белорусов про Житковичи да Туров думал, а теперь вот скоро полгода, как с первых полос газет не сходим». Действительно, пиар получился что надо, а все перипетии процесса налаживания переправы — по ним уже можно книгу о трудовом народном подвиге писать. Всю зиму и начало весны, когда пытались восстановить контакт между двумя разлученными берегами, Припять демонстрировала свой коварный нрав. Понтоны периодически срывало с места плывущими льдинами. Только недавно связь между берегами более-менее наладилась.


Вице-премьеру на месте показали, как идут работы по восстановлению переправы.

Организовать здесь надежную и качественную переправу — вопрос жизненно необходимый. Раньше по Р88 проезжало до 2000 машин в сутки, а объездной путь, ведущий через Мозырь, — это лишние семь часов пути. По понтонному мосту уже ездят автомобили. Поток достаточно плотный. За 15 минут наблюдения за переправой по ней перебрались на другой берег 37 автомобилей — легковые авто, молоковозы, «Газели» и даже рейсовые автобусы «Гомельавтотранса». Правда, проезд на автобусе предусматривает соблюдение обязательного условия: транспорт останавливается, пассажиры спешиваются и переходят переправу самостоятельно. Они идут, с любопытством и осторожностью глядя на воды Припяти, а автобус МАЗ не спеша преодолевает путь вслед за ними.

Небольшая очередь на переправе есть почти постоянно — в целях безопасности транспорт потоками пускают то в одну, то в другую сторону по несколько автомобилей. Есть у переправы и ограничения по грузу — до 10 тонн на ось. Но если призадуматься, подобные существуют и для автодорог, просто там перегрузы на автопоездах и самосвалах проверить сложнее. Но водители-дальнобойщики, которые знают о своем грехе, на понтон и не суются — возят грузы в объезд.

Через наведенную понтонную переправу уже ездит транспорт. Пока есть небольшие заторы, но когда начнет функционировать паром, они рассосутся.

В сотне метров от понтонной переправы уже налажен второй вариант преодоления водного потока — паром. Его переоборудовали из рудовоза на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе ровно за два месяца. Он отходит от причала на одном берегу Припяти и, проплыв чуть более километра, швартуется к другому. Большая река в этом месте делает резкий изгиб, и за счет этого угла маршрут кажется внушительным — около двух километров, но на самом деле это близко.

— Мы провели ходовые и маневровые испытания и вышли на время 15—20 минут в движении и швартовке от одного причала к другому. К этому надо прибавить размещение самого транспорта, и с загрузкой и разгрузкой получается около 40 минут, — объяснил моменты функционирования парома министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак. В Житковичи он приехал наземным транспортом.

Пока легковые авто и тяжелые фуры размещаются в отсеке на палубе, люди проходят по небольшому мостику под навес. Его соорудили на случай дождя.

Рабочие укрепляют мешками с песком причал, от которого скоро должен отчалить пришвартованный пока паром.

Паром должен начать работу в ближайшие дни. Приходится торопиться — в эти дни миграция между Житковичами и Туровом обычно увеличивается, местные жители ездят друг к другу в гости, да и на Радоницу многие планируют посетить могилы близких на соседних кладбищах.

Паром будет трудиться круглосуточно. Ожидается, что он будет перевозить 750 единиц авто, эквивалентных легковым, за сутки. Остальной поток пойдет по понтонному мосту. С двумя переправами главный проблемный вопрос решить удастся, но не стоит забывать, что время от времени понтон надо будет отвязывать и открывать путь для проплывающих по реке судов. Как раз в апреле-мае, когда после таяния снегов наши реки наиболее полноводны, в стране наблюдается рост судоходства. В прошлом году, кстати, грузооборот по рекам прибавил в среднем по стране 160 процентов, и за счет Припяти, которая считается достаточно активной транспортной артерией, грузоперевозчики не должны терять деньги. Да и не стоит забывать про пассажирские суда. Оказывается, 75 процентов туров по белорусским рекам уже выкуплены, причем преимущественно иностранцами.

Работы по руслу в круглосуточном режиме проводят три земснаряда, четвертый уже отправлен им на помощь. Осноная задача — распределить потоки Припяти, пока старое русло пытаются откопать до глубины судового хода.

Немного о параметрах: длина нового парома — 80 метров, ширина — 10, высота борта — 2,3 метра. В порожнем виде он дает осадку в 44 сантиметра, в груженом — 78, грузоподъемность нового судна — 204 тонны, что достаточно много, но нагрузки на ось справедливыми будут те же, что и на паромной переправе, — 10 тонн на ось.

Теория большого взрыва

«Проход по мосту закрыт» — гласит указатель, выкрашенный в тревожный желтый цвет. Зимой, когда только было объявлено о трещине на главной переправе между Житковичами и Туровом, надпись эта мало кого останавливала — прохожие перемахивали через забор и, молясь Богу, бежали на другой берег. В итоге пришлось разломать путепровод до такого состояния, чтобы стало очевидно — пересечение его опасно для жизни.

Сегодня мост представляет собой зрелище трагическое. Один его пролет длиной 78 метров уже полностью отсутствует, а его сосед освобожден от асфальта и зияет обнаженным скелетом арматуры. Пройти по нему решатся лишь совсем отчаянные головы — внизу пропасть высотой с девятиэтажку.

Анатолий Калинин в окружении специалистов долго стоял на краю этого обрыва и смотрел вниз. Там бежали воды Припяти. Сейчас из-за паводка река в этом месте разлилась больше чем на километр, и очень сложно понять, где истинное русло, а где разлив, но по обидной случайности место, где мост треснул, находится как раз на месте основного ложа, и глубина, надо сказать, там приличная. Если бы был поврежден другой его фрагмент, ремонт не был бы таким дорогим и технически сложным.

Так сегодня выглядит ставший знаменитым на всю страну мост через Припять.

Инженерная задача заключается в следующем: закрыть основное место реки и, сделав под мостом большую подушку из песка и щебня, принять поврежденные участки путепровода. Оставлять на месте конструкцию в 3 тысячи тонн весом нельзя: река судоходная и создавать на месте искусственную мель означает закупорить одну из главных речных транспортных артерий страны.

На время проведения ремонтных работ решили отрыть старое русло. Когда-то, до создания моста, рельеф в этом месте был иной и река текла по другому ложу.

Главная проблема — многотонная пролетная балка. Большой вес не позволяет аккуратно снять ее грузоподъемным оборудованием, поэтому решено взорвать. Услышав про эти намерения, местные жители тут же забили тревогу, поползли слухи о непременном отселении нескольких окрестных деревень, которые могут попасть в эпицентр большого взрыва. На самом деле, успокоил Анатолий Калинин, взрыв будет совсем небольшим и направленным. Задача ведь заключается в том, чтобы освободить аварийный мост от шатких элементов и установить на их место новые пролеты, а не поднять на воздух всю округу.

— Поставлена задача до 10 мая закончить откапывать перемычку и до 20 мая осуществить выравнивание глубины радиусов и соответствующих ширин судового хода, чтобы выстроить необходимую судовую обстановку и обеспечить проход судов. Подготовить площадку для демонтажа моста предстоит не позднее 15 мая. Уже определили график поставки камня одновременно с двух гранитных карьеров — из Глушковичей и Микашевичей. Будем подвозить его транспортом, там очень большой объем материала — не менее 40 тысяч тонн, — объяснил Анатолий Калинин.

Взорвать пролет хотят в июне, сразу после этого начнутся восстановительные работы, которые, как ожидается, закончат уже к ноябрю. Важно сделать это побыстрее — не только потому, что возвращения моста ждет вся страна, но и из-за погоды. В мороз проводить бетонные работы означает нарушить технологию производства. Нынешний обвал части путепровода — хороший пример того, к каким последствиям это может привести.

Редакция «Р» благодарит пресс-службу МЧС за содействие в подготовке материала.

benko@sb.by

Фото Владимира ШУБЫ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter