Крутые куражи

Маршрутных такси в стране около семи тысяч. Все они под пристальным вниманием ГАИ и других служб. Сейчас проходит декада «Белорусским дорогам — исправные маршрутки». Рейдовые экипажи в составе сотрудников «Белтехосмотра», Госавтоинспекции и транспортной инспекции Минтранса ежедневно проверяют их внешний вид, состояние салона, шин, световых приборов, наличие лицензий, а также проездных билетов у пассажиров. Позже будут сделаны выводы относительно повышения уровня безопасности перевозок...

Маршрутных такси в стране около семи тысяч. Все они под пристальным вниманием ГАИ и других служб. Сейчас проходит декада «Белорусским дорогам — исправные маршрутки». Рейдовые экипажи в составе сотрудников «Белтехосмотра», Госавтоинспекции и транспортной инспекции Минтранса ежедневно проверяют их внешний вид, состояние салона, шин, световых приборов, наличие лицензий, а также проездных билетов у пассажиров. Позже будут сделаны выводы относительно повышения уровня безопасности перевозок. Однако результаты декады опередила новость: европейский офис «Форд» поставил Беларусь на второе место в рейтинге стран с опасным состоянием коммерческой автотехники, занятой в пассажирских перевозках. Хуже обстоят дела только в России. Попробуем выяснить, чем объясняется столь низкий рейтинг. Возьмем, к примеру, Брест. Этот город первым в стране доверил перевозку пассажиров частникам. Сейчас здесь 19 экспресс–маршрутов, по которым колесят более четырех сотен автомобилей.


В профиль и анфас


Первая остановка нашей рейдовой бригады, в которой, кроме меня, госавтоинспектор, а также представители «Белтехосмотра», транспортной инспекции и «Брестгортранса», недалеко от пригородного железнодорожного вокзала. Сотрудник ГАИ тормозит «Газель». Документы в порядке, техосмотр, который маршрутки проходят дважды в год, тоже. Но на вид авто никак не дашь три года. Под дверью пассажирского салона — колоритные ржавые пятна, замазанные желтой краской. Неудивительно, ведь маршрутка за день накручивает по 300 километров, множество раз останавливается и тормозит. Немалая нагрузка на все узлы и детали... А после зимних испытаний песчано–соляной смесью немудрено подхватить ядовитую ржавчину.


— Кузов — беда «Газелей». Хозяева маршруток вынуждены каждый год их красить. Рулевое, тормоза, подвеска — характерные неисправности, по которым некоторые автомобили не проходят техосмотр с первого раза, — специалист транспортной инспекции Андрей Мацука знает все слабые места этой марки.


В Бресте «Газели» пока в большинстве. Еще встречается «ГАЗ–Семар», где пассажирский салон установлен на шасси грузового автомобиля. Есть и «Форды». Переоборудованные из грузовых в пассажирские микроавтобусы были закуплены «Брестгрузавтосервисом» и уже семь лет ездят по брестским улицам. Внешне выглядят прилично. Однако их тоже комфортными не назовешь. В жаркую погоду здесь можно задохнуться: форточки есть только в кабине водителя. Ни для кого не секрет, что при переоборудовании маршруток не очень–то думают о полном комплекте элементов безопасности пассажиров. То есть — о поручнях, индивидуальных ремнях, да и сиденья чаще всего ставятся по принципу как дешевле. В общем, до европейских норм безопасности многим нашим маршруткам действительно далеко.


Видимо, потому периодически возникают слухи о якобы готовящемся в стране новом законодательном акте, который поставит крест на микроавтобусах без заводской сертификации. В первую очередь это те самые грузовые маршрутки, переоборудованные в пассажирские. Если такое произойдет, можно списывать со счетов как минимум треть маршруток.


— Требования к перевозчикам пассажиров становятся все жестче. Брестский горисполком, когда проводит конкурс на право осуществления внутригородских пассажирских перевозок, учитывает все: марку, внешний вид, опыт работы водителя. Результат — на улицах становится все больше «Мерседесов» и «Фордов», — резюмирует Андрей Мацука.


20 минут страха


Хотя техническое состояние отдельных маршруток и оставляет желать лучшего, сегодня опаснее все–таки не машина, а тот, кто за рулем. С 2007 года брестские перевозчики трудятся под крылом оператора — предприятия «Брестгортранс», что в первую очередь снизило количество нелегалов на дороге. Кроме того, оператор следит, чтобы водители не перерабатывали. Но ГАИ без дела не осталась.


— Скорость водители маршруток не превышают. Но часто ездят не по своей полосе, останавливаются в неположенном месте, разговаривают по мобильному во время движения. Штрафуем. Все равно нарушают. Потому каждое утро специальная бригада ГАИ выезжает, чтобы отслеживать движение маршруток, — начальник отделения по агитации и пропаганде управления ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук убеждена, что профилактическая работа все–таки приносит результат.


Тем не менее в нынешнем году на Брестчине произошло уже 6 ДТП с участием маршрутных такси, 5 человек пострадали. Буквально на днях в областном центре легковушка вылетела на встречную и столкнулась с маршруткой. Когда сотрудник ГАИ попросил у водителя микроавтобуса документы, у того не оказалось прав. Он лишен водительского удостоверения и возит людей! А в Брестском районе задержали водителя маршрутки, который завершил работу, выпил, сел за руль и поехал в гараж. Хорошо, что не случилось беды. И еще один свежий пример. Водителю брестского маршрутного такси стало плохо за рулем, его машина резко вылетела на тротуар, протаранив припаркованные авто, врезалась в стену многоэтажного дома. Два пассажира и водитель были госпитализированы, еще пятерым помощь оказали на месте...


Несоблюдение правил дорожного движения, лишние часы за рулем, сказывающиеся на самочувствии водителя, — сегодня это главные беды брестских «маршрутчиков». Говорить, что «Газели» — ненадежные машины в плане безопасности, пока нет оснований. Другое дело, что их хозяева в погоне за прибылью не всегда готовы вкладывать деньги в поддержание микроавтобусов в надлежащем виде.


— Cейчас, когда идет рейд, водители связываются друг с другом и передают информацию, где мы стоим. Некоторые машины сходят с маршрута. Главная причина — отсутствие отметки о техосмотре. Иные водители грешат невыдачей билетов, берут лишних людей в салон. Это тоже нарушение правил безопасности пассажиров, — хитрости перевозчиков Андрею Мацуке хорошо известны. Только схватить за руку недобросовестных «водил» не всегда получается...


Безопасность и комфорт, конечно, очень важны. Однако за разговорами о ненадежности маршрутных такси конкретной марки, за слухами о запрете использования несертифицированных автомобилей можно усмотреть конкурентные войны. «Форд» надежнее, «Газель» — дешевле... Какой сделать выбор? В любом случае сокращение числа машин или их заметное удорожание (это произойдет, если вырастет растаможка «иностранцев» вроде «Форда» и «Мерседеса» в соответствии с требованиями Таможенного союза) вряд ли обрадует пассажиров, которые, как показывает жизнь, больше ценят свое время, чем комфорт и безопасность. Сегодня не пользоваться маршрутными такси — значит хронически опаздывать. Но иногда понимаешь, что юмористическая надпись в салоне маршрутки «20 минут страха — и вы дома!» — это в самую точку...


Компетентно


Леонтий Сыч, заместитель начальника транспортной инспекции по Брестской области:


— Не думаю, что будет запрещено использование микроавтобусов без заводской сертификации в коммерческих пассажирских перевозках. Скорее, будут ужесточены требования к машинам при прохождении техосмотра. После завершения декады «Белорусским дорогам — исправные маршрутки» мы отправим свои предложения в Минтранс.


В тему


Журнал «За рулем» провел краш–тест пассажирского варианта «Газели», посадив туда 7 манекенов. Результат: при столкновении с преградой на скорости 56 километров в час пристегнутый ремнем водитель получил бы очень серьезные травмы ног при шансе остаться в живых. Хуже всего пришлось бы пассажирам, сидевшим прямо у входа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Читатель из Люблино
Мне кажется, в Беларуси маршрутчики не садятся на голову, "колымят", но не превращаются в "джихад такси" как это ежедневно происходит в "белокаменной". В Беларуси все таки работают профессиональные водители, а в Москве все кто попало. Нельзя допускать такого балагана как у россиян.
Nika
И всё-же хотелось бы отметить негативные моменты. Во первых, далеко не везде присутствует уважительное отношение к пассажирам. Мне кажется, водитель обязан дождаться, пока все усядутся, и только потом начинать движение. Но стоит только пассажиру закрыть дверь, водила лихо трогает с места, не беспокоясь, где именно и на чью именно голову рухнет не успевший сесть человек, и что он себе при этом сломает. <br /> <br />
Во-вторых, некоторые владельцы микроавтобусов умудряются реконструировать расположение сидений таким образом, что коленки закрывают уши в буквальном смысле слова. Конечно, так больше пассажиров помещается, но каково этим самым пассажирам? Ну, и со скоростным режимом, мне кажется тоже не всё в порядке. В черте города это не так заметно, а вот вне её... Иногда бывает откровенно страшно, особенно если маршрутка старая и разболтанная.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?