Президент посетил Минский моторный завод

Крутящий момент тяжелой промышленности

Посещение Президентом ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» вряд ли можно назвать событием исключительным. За последнее время Александр Лукашенко побывал на многих промышленных предприятиях, которые считаются флагманами нашего машиностроения, — МЗКТ, МАЗ, МТЗ. Проблем в отрасли сегодня предостаточно, и Президент даже планирует в ближайшее время по этому поводу отдельное совещание. Однако, по его словам, отправиться на моторный завод было правильным решением. Ведь именно таким образом ему представилась возможность посмотреть на проблемы несколько с иной стороны.



Перед тем как выступить перед работниками ММЗ, Президент провел на предприятии несколько часов. Больше всего времени он уделил выставке новейших образцов двигателей. Заводчане для наглядности представили на этой импровизированной экспозиции не только свою продукцию, но и товары своих ближайших конкурентов — производителей из США, Германии, России, Китая. На мой далеко не технический взгляд, импортные образцы выглядели более внушительно и обстоятельно, наши же при этом заметно выигрывали ценой. На отдельные моторы при сходных характеристиках она отличалась в валютном эквиваленте раза в два.

— Должен вам откровенно сказать, я приехал сюда на ММЗ с определенным настроением, которое у меня было сформировано разными докладами. Звучали даже предложения немедленно заменить вашего руководителя, — сказал Президент работникам. — Но после изучения ситуации я такого мнения уже не имею. Не скажу, что был очень уж впечатлен производством и вашей работой, но все познается в сравнении. По–моему, ваш завод понимает, что сегодня надо делать, и, более того, он уже начал делать то, что нужно нашему тракторному заводу, МАЗу. Но самое главное — вы понимаете, что надо делать завтра.

Министерство промышленности в последнее время выступало с упреками в адрес руководства ММЗ, считая, что некоторые управленческие шаги, которые были сделаны на предприятии, в корне неверные. Например, обвиняли в сдаче позиций на традиционном экспортном рынке — в Российской Федерации. Но на то есть веские причины: в 2013 — 2014 годах ММЗ не повышал цены на свою продукцию, но в 2015–м работать на прежних условиях стало невмоготу и пришлось срочно пересмотреть ценовую политику. Цена поползла вверх, и российские партнеры стали сокращать закупки. В итоге за год минские моторостроители потеряли 8 процентов российского рынка. Да, при этом они не растерялись и нарастили продажи в другие страны, даже в такие, где до этого присутствовали слабо, например, в Эфиопию, на Кубу, в Египет, однако Минпром все равно мало доволен маркетинговой политикой предприятия.

Ценовой момент стал фактором, который портит отношения и с некоторыми белорусскими предприятиями. Например, Минский тракторный завод, который является одним из наиболее крупных покупателей техники ММЗ, даже начал закупать моторы по импорту. В нынешних экономических условиях это не очень хороший пример.

Кстати, ММЗ сегодня поставляет свою продукцию в 42 страны мира и за последние годы с того момента, когда внешние рынки стали для наших производителей закрываться, не потерял из этого списка ни одну. Да, 2015 год был для предприятия непростым, но руководитель ММЗ Игорь Емельянович считает, что уже виден свет. В нынешнем году планируют вернуться на прежние объемы производства и собрать 58 — 60 тыс. двигателей против 42,5 тыс. в 2015 году. Однако основной упор делается не столько на количественный фактор, сколько на качественный. ММЗ планирует заметно расширить линейку выпускаемых двигателей и сосредоточиться на нуждах автомобилестроения. Это пока ахиллесова пята предприятия, ведь оно выпускает преимущественно двигатели для тракторной техники.

Для Президента несомненным героем дня стал механизатор Александр Супрун из ОАО «Агро–Мотоль» в Ивановском районе, которому несколько лет назад удалось совершить маленькую техническую революцию. Работая на тракторе «Беларус–3022», он замучился постоянно чинить то и дело клинивший немецкий мотор мощностью 300 лошадиных сил и в сердцах поменял его на аналогичный белорусского производства. Делал это на свой страх и риск, но эксперимент оказался успешным, и трактор с тех пор работает без особых проблем и нареканий. Руководство ММЗ специально разыскало Супруна и привезло его в Минск только с одной целью: доказать, что вечное нытье наших производителей на качество белорусской моторной техники — плохой аргумент.

Александр Лукашенко напомнил: 2016 год — это год проверки на прочность всех предприятий страны, особенно таких гигантов, к которым относится и Минский моторный завод. По его словам, в этом перечне также находятся другие предприятия тяжелой промышленности, которые считаются брендом нашей страны, — МАЗ, БелАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и другие. Белорусские производители ныне вступили в полосу жесткой конкуренции, и для того чтобы выпускать товар, привлекательный по цене и качеству, нужна жесткая дисциплина, диктатура технологии, убежден Президент.

— Но главный вопрос для нас даже не финансовый, главный вопрос — это качество, — напомнил Президент. — Руководитель должен этого требовать от своих подчиненных — от начальников цехов, конструкторов и прочих.

Александр Лукашенко требует железной дисциплины на предприятиях. По всей стране. На полосе жесточайшей конкуренции иной стратегии быть не может. Если хотим, чтобы жизнь становилась лучше, выйти из кризиса сильнее — дорога прокладывается через пот и новые рынки.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 86 (24968). Суббота, 7 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter