Как найти управу на владельцев дорогих квадроциклов, которые уничтожают посевы

«Крутяки» на озимых

КВАДРОЦИКЛЫ лихо гоняют по нашим полям и уничтожают посевы озимых.  В пригородных хозяйствах Гомеля и Минска агрономы не первый год фиксируют такие потравы. Квадроциклы колесами вырывают растения. Потери урожая для хозяйства могут достигать 700 рублей. О такого рода «гонщиках» недавно говорил на заседании Совета безопасности Президент. Александр Лукашенко обратил внимание на «крутяков», которые раскатывают по озимым, потребовал жестко их наказывать. А наказывать есть кого и есть за что. 


ЗАМЕСТИТЕЛЮ директора по растениеводству ОАО «1-я Минская птицефабрика» Валерию Ялуго хорошо знакома проблема гонок на полях. В прошлом году вместе с милицией отлавливали вредителей урожая. Оштрафовали трех человек, они нанесли ущерб в 700 рублей. У одного из задержанных конфисковали транспортное средство за 22 тысячи евро. Он даже хотел судиться, приходил в хозяйство и скандалил. Но поутих — осознал свою вину.

В этом году еще, похоже, не наступило время «Ч». Агроном проезжал поля, следов вредителей пока не видно. Но гонки могут начаться в конце февраля. Полихачить наведываются даже жители Вилейского района. Квадроциклы портят верхний слой почвы на всю ширину техники. У снегоходов такого недостатка нет.

— Несколько раз поймал в поле, объяснил: нельзя ездить! Кто-то понимает с первой попытки, а некоторые страх теряют, возвращаются. Ведь агроном самостоятельно наказывать не имеет права, — делится Валерий Ялуго.

Главный агроном КУП «Минская овощная фабрика» Михаил Губич говорит, что если бы только одни квадроциклы катались. Минувшим летом дрифтеры на иномарках повредили люцерновое поле: «Полигоны восьмерками вырезали. Устраивали гонки прямо возле могилевской трассы, пострадал урожай».   

Попытка объяснить водителям, что они вредят посевам, – один из способов сохранить урожай. К нему аграрии чаще всего и прибегают. Пытаются решить проблему самостоятельно. Когда не действует, вызывают милицию. Тогда водителей привлекают к административной ответственности по статье КоАП «Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений». Нарушители возмещают ущерб.

Михаил Губич замечает, что после работы милиции гонщики умеряют свой пыл. Но потом их снова тянет на поля. Позавчера он заметил следы от квадроцикла на тростенецких посевах. Уверен – поймают: далеко нарушитель не уйдет. Милиция продолжает рейды: выезжают наряды патрульно-постовой службы, участковые инспекторы. Есть результат. На прошлой неделе в Минском районе выявили семь водителей вездеходов. Четверо проигнорировали требования ПДД, природоохранного законодательства.

В ПРОШЛОМ году в том же Минском районе задержали на вездеходах сразу двух нетрезвых. Один водитель перевозил своего 7-летнего сына, другой прицепил сани для катания двоих детей. Такие родительские забавы, как правило, заканчиваются плачевно. Из других случаев — в Узденском районе милиционеры задержали 17-летнего подростка, который управлял мотовездеходом товарища.

Еще один аспект использования этого вида транспорта. Двигаться по республиканским дорогам на нем запрещено из соображений безопасности. Но выезжают. И вот печальный итог. В июне прошлого года на трассе Калинковичи—Брагин—Комарин водитель квадроцикла не справился с управлением и столкнулся с микроавтобусом. В итоге погиб, не спас даже шлем. Другое смертельное ДТП — в октябре 2016 года. В рогачевском Довске водитель подобного транспорта выехала на главную дорогу и столкнулась с «газоном».

Те, кто не может позволить себе такую дорогую вещь, делают ее сами. Но у кулибиных тем более нет гарантии безопасности. В мае 2017 года под Борисовом опрокинулся самодельный квадроцикл: пассажир умер. 33-летний водитель выехал на обочину, где транспортное средство и опрокинулось.

Впрочем, бывает, что использование вездехода приносит общественную пользу. Житель Могилева прикрепил ковш и чистит снег во дворе многоквартирного дома. Но это скорее исключение, чем правило.

Где кататься, если по дорогам и полям нельзя? После рейдов старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Станислав Соловей еще в прошлом году подчеркивал: владельцы квадроциклов должны выбирать места, чтобы не создавать угрозы безопасности граждан и не причинять ущерба окружающей среде, сельхозугодьям. И ни в коем случае не пересекать дороги общего пользования. Эти машины не предназначены для участия в дорожном движении.

В пунктах проката или на базах отдыха, в домах охотника помогают разобраться с маршрутами. Их заранее составили, так что выехать без нарушений легче.  Если же владелец транспортного средства не знает точных мест, ему по рекомендации ГАИ следует обратиться в местные исполнительно-распорядительные органы. Там также должны предоставить карты-схемы для передвижения без нарушений закона.

Я ТАК и сделал. Позвонил в Мядельский и Солигорский райисполкомы. Здесь не стали отрицать, что квадроциклов заметно больше, чем в прошлые годы. Но четкого пояснения о разрешенных маршрутах передвижения нам так и не дали. И никто  из граждан раньше таким вопросом не задавался. Более-менее ситуацию прояснил начальник Мядельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира Валерий Кленовский:

— Двигаться в заповеднике можно по лесным дорогам, сворачивать с них запрещено. Также нельзя ездить по замерзшим озерам, трассам, в том числе в городе. Для перевозки используют прицеп.

В Мядельском районе не так уж и много обладателей подобных вездеходов.  Причины – высокая стоимость, да и местность холмистая. Сами водители опасаются по ней передвигаться. А вот в Солигорском побольше — используют в основном полесскую зону или дачные поселки. И места выбирают подальше от оживленных трасс.  

Таким водителям, кстати, не нужно специально сдавать на права и регистрироваться. В октябре 2016 года на внеочередном заседании Постоянной комиссии по безопасности дорожного движения при Совете Министров МВД выступило с важной инициативой. Предлагалась обязательная регистрация снегоболотоходов (квадроциклов), снегоходов и мотовездеходов. С января ею должна была заняться Инспекция гостехнадзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Однако пока дело не сдвинулось. Как рассказал «СГ» главный государственный инспектор – заведующий сектором по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Солигорского района управления сельского хозяйства и продовольствия Солигорского райисполкома Александр Бань, пока даже нет проектов, по которым следует оформлять вездеходы. Хотя некоторые владельцы уже спрашивают: когда ждать изменений?

КОММЕНТАРИИ

Начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома Андрей ЦЫДИК:

—  Водители квадроциклов катаются по полям зимой и летом, наносят ущерб культурам. Их действиям дается правовая оценка. Сейчас на квадроциклы не нужно даже водительское удостоверение. Если не останавливать любителей зимней езды, поля могут превратиться в полигон. В ближайшем будущем, думаю, внесут поправки в Закон «О дорожном движении», а также в ПДД. Они конкретизируют требования к управлению подобными транспортными средствами.   

Начальник УГАИ МВД Беларуси Дмитрий КОРЗЮК:

— Вседозволенность расслабляет таких людей. И уж тем более от приобретения дорогой техники. Однако как только кто-то из них попадет в поле зрения сотрудников ГАИ, без сомнения, будет привлечен к ответственности. Элитное у водителя транспортное средство или нет, для нас значения не имеет.

В ТЕМУ

Квадроцикл — транспортное средство с четырьмя колесами. Формально под определение попадают большинство автомобилей и любой вид транспорта с четырьмя колесами. На постсоветском пространстве под ним понимают четырехколесный мотовездеход (мотоцикл с широкими шинами низкого давления).

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter