Крутой замес

«Слодыч» увеличил свою долю на внутреннем рынке до 30 %

Перерабатывающие отрасли — рычаг подъема для АПК

В сельском хозяйстве не бывает все гладко. Особенно при погодных условиях наших широт. Сейчас межведомственная комиссия во главе с премьер-министром Михаилом Мясниковичем скрупулезно изучает ситуацию на селе, прорабатывая новые механизмы вывода АПК на новую орбиту. В том числе и экспортную: выглядеть заметно на мировом рынке продовольствия страна способна. Прежде всего — за счет переработки: экологически чистое сельскохозяйственное сырье позволяет выпускать натуральные продукты. А на них спрос есть. Почти всегда.

Производители гордятся нашими строгими стандартами. Гнать откровенную халтуру с использованием широчайшей гаммы заменителей и аналогов они не позволяют. Но жесткие требования доставляют и немало головной боли. «В производстве используем только натуральные ингредиенты: животные жиры, муку высшего сорта, яичный порошок, — объясняет и.о. директора ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» Александр Нечай. — Продукция получается вкусной, всем нравится, недавно с российской выставки «Продэкспо» привезли золотую медаль. Вот только сделать печенье натуральным и совсем дешевым сложно».

А точнее, практически невозможно. Производителей много, конкуренция товаров невообразимая, и все больше продажи начинают зависеть от цены. И тут увереннее чувствуют себя импортные производители, в странах «приписки» которых законодательство более лояльное. Нынче для любого традиционного в «печеве» продукта всегда найдется заменитель подешевле. Например, природные жиры за рубежом многие уже беззастенчиво заменяют пальмовым и другими недорогими растительными маслами, сахар — крахмальной патокой, муку всегда можно найти попроще… Так снижают себестоимость и цену. Конечно, печенье получается уже другое, но вкус можно «отрегулировать» различными добавками и ароматизаторами.

Но люди «наелись» уже яркой полипропиленовой упаковки, тянет их к чему-то более живому. Помните старое доброе печенье из советского детства, завернутое в пергамент? «Пользуется огромным спросом, расходится на ура», — вертит в руках несколько упаковок продукции начальник управления организации и технического развития производства Анатолий Клименко. Вот только парадокс: современные фасовочные аппараты работают исключительно с «пластиком». В пергамент печенье умеют заворачивать только старые автоматы, выпущенные еще в ГДР и Югославии примерно четверть века назад. «Три машины у нас в рабочем состоянии, еще несколько будем восстанавливать», — разводит руками Анатолий Клименко. Спрос-то на продукцию в «раритетной» упаковке бьет рекорды: только подвози. Причем, как утверждают маркетологи, печенье в «бумаге» любит и старшее, и молодое поколение покупателей.

Словом, свою нишу всегда можно найти. Даже если конкуренция «зашкаливает». Разнообразные мучные изделия выпускают десятки белорусских предприятий. Плюс около 30 % рынка занимает импорт: на наш рынок пришли мощные российские и украинские холдинги. А всего в этих странах печенье производят 1,5 тысячи предприятий. Но если правильно наладить маркетинг и сбыт, то нажим соседей не пугает, хотя и заставляет шевелиться.

В этом году «Слодыч» смог увеличить свою долю на отечественном рынке с 27 % до 30 %. «Это хороший результат, учитывая количество производителей и поставщиков», — уверен Александр Нечай. А начальник управления маркетинга и продаж Римма Нечай добавляет, что важным фактором является «представленность продукции в торговых точках». Изделия «Слодыча» есть в 90 % магазинов. «Рыночное предложение настолько большое, что все бренды физически не могут уместиться на полке, — констатирует специалист. — Надо грамотно формировать предложение, корректировать ассортимент, учитывая специфику сетей: эконом-класс или рассчитанный на более состоятельных покупателей. Помогает и статус лидера в отрасли — товароведы понимают: если человек не найдет нашей продукции на полках, лишний стимул зайти в другой магазин».

Сейчас «Слодыч» прорабатывает возможности по выходу в российские федеральные торговые сети. Перспективы есть: в прошлом году предприятие увеличило экспорт более чем в два раза. При этом в Россию отгружено около 60 % продукции, поставленной за рубеж. «Очень перспективная страна Азербайджан, за которую сейчас борются ведущие российские и украинские производители, все демпингуют», — Александр Нечай обрисовывает жизненную ситуацию. Конечно, долго в убыток поставщики работать не будут: поделят платежеспособный рынок, наберут клиентскую базу и все дружно будут повышать цены до приемлемой рентабельности. Но на начальном этапе важно быть дешевым, чтобы отвоевать себе место под солнцем, наладить стабильные поставки. «Потом эти убытки быстро компенсируются», — замечает он.

Собственно говоря, для предприятия экспорт не самоцель. «Но он дает стабильное поступление валюты», — замечает руководитель «Слодыча». А когда есть валюта на счетах — проще проводить модернизацию. Производственные линии фактически единственные затраты на импорт у предприятия. Непосредственно продукция полностью состоит из отечественных ингредиентов. Исключение — добавки: орехи, сухофрукты, шоколадная глазурь… Но они в себестоимости составляют считанные проценты. Кстати, для модернизации предприятие практически не использует «длинные» кредиты, аккумулируя для техперевооружения собственные средства. Фактически на «Слодыче» реализовали на практике стратегию максимального обеспечения внутреннего рынка за счет отечественного сырья плюс экспорт, чтобы была возможность приобрести необходимый импорт. По большому счету, стоит задача реализовать именно такую стратегию на всех перерабатывающих предприятиях страны.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter