Крутой мираж

Наши ученые участвуют в эксперименте с Большим адронным коллайдером

Наши ученые участвуют в эксперименте с Большим адронным коллайдером


Вчера под Женевой был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — Большой адронный коллайдер. Все прошло по плану, без засасывания планеты в черную дыру, большого или даже самого маленького взрыва. По крайней мере, лебеди, облюбовавшие Леман, он же Женевское озеро, даже не встрепенулись и продолжали щипать булки, которые им бросали туристы. Сторонники апокалипсиса, должно быть, чувствуют себя разочарованными...


Грандиозный научный эксперимент сравнивают по значению с полетом Юрия Гагарина в космос. Ученые надеются дать ответ на вопрос о происхождении Вселенной и сделать множество других, менее понятных для широкой публики, но не менее важных для человечества открытий. Приятно, что белорусская наука не осталась в стороне: более 30 инженеров и ученых из нашей страны трудятся в составе интернациональной бригады, обслуживающей эксперимент.


Честно признаюсь, еще полгода назад слово «коллайдер» значило для меня то же, что «синхрофазотрон» для воспитанника детсада. То есть ничего. Теперь о нем пишут книги (Дэн Браун), поют песни (Кейт Маколпин), наверняка скоро снимут кино в Голливуде, а я столь уверенно оперирую этим понятием в беседе с сопричастным человеком, директором Национального центра физики частиц и высоких энергий Николаем Шумейко, как будто изучал принцип работы коллайдера в школе. Профессор Шумейко, к слову, уверен, что соответствующая глава действительно скоро появится в учебнике физики.


— Николай Максимович, уже можно сказать, что эксперимент удался?


— В некотором смысле да. Вчера Большой адронный коллайдер фактически начал свою работу. Пучок протонов впервые был проведен по всему 27–километровому кольцу ускорителя. Но пока эксперимент проходит в тестовом режиме. Некоторые параметры, например количество частиц и энергия, будут в ходе исследований увеличены. Официальная церемония открытия коллайдера, так сказать инаугурация, состоится 21 октября...


— Значит, сенсаций от ученых ждать через месяц с небольшим?


— Через месяц с небольшим ускоритель в Женеве начнет функционировать в штатном режиме. Ученым потребуется время, чтобы обработать полученные данные. Вы должны понимать, что это гигабайты, даже терабайты информации. Я так думаю, что первые выводы можно будет делать через несколько месяцев. При этом у нас, физиков, достоверность данных принято подтверждать. Нужно провести минимум два независимых эксперимента и сравнить, совпадают ли их результаты. Так что, полагаю, ждите новостей не раньше чем через полгода. А вообще, Большой адронный коллайдер рассчитан на 10 лет, потом еще лет 10 — 15 будут обрабатываться данные.


— В Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН), который курирует этот проект, приходят тысячи писем со всего мира. Люди считают, что ученые ступили на запретную территорию и просто–напросто боятся за свои жизни. После того как наша газета опубликовала несколько статей о коллайдере, подобные письма приходили и к нам в редакцию. Что бы вы могли ответить их авторам?


— Я сам часто слышу некомпетентные, эмоциональные мнения. Неизвестность ведь действительно пугает. Но ваши читатели могут быть абсолютно спокойны. Системы безопасности ускорителя многократно выверены, отчасти именно поэтому его введение в строй задержалось на несколько лет. Ну и, кроме того, там ведь нет делящихся, радиоактивных материалов, как на АЭС.


— В чем состоит участие белорусских специалистов в глобальном проекте?


— Два наших инженера принимают непосредственное участие в запуске установки, в данный момент они находятся в ЦЕРНе. Остальные — несколько десятков человек — готовятся к обработке данных, будут решать физические задачи.


— А каков наш интерес?


— Мы на равных с крупнейшими научными центрами мира участвуем в получении новых знаний. Станем соавторами научных открытий, если они будут сделаны по результатам работы Большого адронного коллайдера. Речь не только о чистой науке. Мы получаем доступ к новейшим технологиям, которые уже применяются и будут применяться — в том числе и в нашем народном хозяйстве. И вам, журналистам, плюс: достаточно было связаться, например, со мной, не нужно звонить в Швейцарию, Америку или Россию, чтобы получить информацию...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter