«Нижний порог увеличат на 5 баллов»: директор РИКЗ рассказал о главных изменениях вступительной кампании этого года

Круто замешенные тесты

Всего несколько месяцев отделяют нас от вступительной кампании этого года — мероприятия, за которым обычно пристально следит вся страна. Ведь у каждого из нас кто-то поступает – дети, племянники, братья и сестры, внуки. Сейчас в самом разгаре репетиционное тестирование, его третий и последний этап, который показывает: подготовка идет полным ходом. На что рассчитывать абитуриентам и их родителям? Об этом мы спросили у директора Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрия Миксюка.

Фото Артура ПРУПАСА

О репетиционном тестировании

— Юрий Иванович, количество желающих проверить свои знания становится все больше. И это притом что с этого года у ребят появилась возможность протестироваться удаленно. Кстати, с чем был связан этот шаг? Вы себя рекламируете, ведь подобные услуги пробуют предложить многие сайты? Или даете возможность познакомиться с процедурой ЦТ всем желающим?
  
Фото Евгения
КОЛЧЕВА
— Скорее, второе. Было принято решение предоставить возможность ребятам пройти один этап проверки знаний и отработать технологию ЦТ для всех, а в особенности для тех, кто не может прорепетировать процедуру платно. Ведь есть и те, кто не может участвовать в репетиционном тестировании по болезни, кто находится далеко. Условия дистанционной репетиции приближены к реальным, вплоть до того, что ты можешь организовать свою работу на время и сразу же получить оценку с разбором ошибок. Кстати, это можно сделать не только из дому, но и в школе, с учителем, и такая работа проводится. Возможностью уже воспользовались около 40 тысяч абитуриентов. Но тестов они решили, конечно же, гораздо больше.

Тем не менее многие по-прежнему предпочитают проверять знания и очно. Для тех, кто систематически готовится, это серьезное подспорье и возможность выявить пробелы. И количество таких желающих с каждым годом растет.

— В некоторых странах выпускники школ в обязательном порядке получают рабочие специальности, и только потом при желании идут в высшие учебные заведения. Как соблюсти баланс между теми, кто поступает в вузы и учреждения систем среднего и профобразования?

— В первую очередь – это правильная профориентация, работа в школе и семье, в СМИ, чтобы молодой человек реально оценивал свои возможности и таланты, определился, где в первую очередь он сможет достичь хорошего результата. Неважно, после вуза, ссуза или профтехучилища. Когда ты лучше всех, когда тебе нравится твое дело, есть и удовлетворение, и признание окружающих. Во многих странах после 9 классов учащиеся уже думают о дальнейшей судьбе и будущих специальностях. Кто-то сразу идет работать, кто-то поступает в колледж, вуз. Практически, как у нас. Но в нашей стране традиционно успех в жизни был связан с высшим образованием. Постепенно эта картина будет меняться. Рынок труда внесет свои коррективы. Уже сейчас ребят нужно направлять, чтобы они не теряли время и деньги.

О системе баллов

— Вступительная кампания следующего года, как вы говорили ранее, будет несколько иной: поменяются система оценивания тестовых работ и сами тесты. Такая необходимость назрела?

— Я бы сказал, что тесты сильно не поменяются. Этого не требуется. Уже сегодня мы имеем тесты пяти уровней сложности, которые позволяют грамотно и с большой степенью точности проверить знания всех абитуриентов, с самым разным уровнем подготовки. Перемены, скорее, коснутся методики оценивания. Предыдущая очень четко ранжировала абитуриентов по знаниям, сравнивая между собой. Это важно. Но есть и другая задача, которую мы решаем, — более точного измерения знаний. Что это означает? Прежде у каждого задания был корректирующий коэффициент или «вес», который снижался в зависимости от количества правильных ответов других абитуриентов. То есть, чем их больше, тем меньше «стоит» правильный ответ. Мы планируем с будущего года за каждое задание установить первичные баллы. Тем самым система оценивания будет приближена к школьной, и мы убеждены, более точно оценит уровень знаний абитуриента.

— В этом году нижний порог баллов, необходимых для выдачи сертификата, подрастет на 5 единиц. Есть разные мнения на сей счет: кто-то говорит, и 50 баллов мало, кто-то, что и 20 — много. Каким он, по-вашему, должен быть?

— Практика установки пороговых баллов распространена в мире, и она позволяет набирать в вузы наиболее подготовленных абитуриентов. Полагаю, нынешние пороги были установлены с учетом предыдущей вступительной кампании, проходных баллов и конкурса на те или иные специальности. А следовательно, их достаточно для того, чтобы поступивший с ними в вуз мог считать себя студентом по праву. Кроме того, нельзя говорить о том, что абитуриент, который набрал 20 баллов, это двоечник по 10-балльной системе. Баллы в шкале ЦТ сегодня имеют другое значение. А в новой методике, которая заработает со следующего года, они будут максимально приближенными к школьной системе оценивания знаний.

— С прошлого года абитуриентам предоставили возможность сдать четвертое испытание. Не станет ли их еще больше в перспективе? И как вы относитесь к тому, что некоторые в качестве четвертого экзамена выбирают второй государственный язык и потом для поступления выбирают сертификат получше?

— Нет, этого количества экзаменов более чем достаточно. Мы дали возможность ребятам для рокировки при поступлении на родственные специальности. Добавь мы еще один экзамен, это будет уже не осознанный выбор, а беготня по вузам, чтобы подать документы хоть куда-нибудь. Мы не должны подойти к такой ситуации. Что касается двух сертификатов по языкам, на мой взгляд, ничего плохого в этом нет. У нас два государственных языка, абитуриент знает оба — один лучше, другой хуже. Но при этом специалист будет хороший, так как профильные экзамены сдал на высокий балл. Мы оставляем для него такую возможность. Речь ведь не идет о профильном испытании для филолога. Вот он выбирать между русской и белорусской филологией не сможет.

Возможности сдать четыре экзамена на ЦТ — более чем достаточно.
Фото Павла ЧУЙКО

О школьном экзамене

— Планируется национальный экзамен за курс средней школы, принимать который будут независимые эксперты. Это будет тестирование? И обсуждается ли возможность в будущем объединить выпускной и вступительный экзамены?

— Мы пока точно не определились, будет ли это тестирование, появится ли дополнительная часть «С», где не просто нужно выдать результат, а изложить ход решения задачи, написать диктант. Методик в мире много, нам нужно выбрать простую, но эффективную.

Сегодня общественность поднимает проблему того, что абитуриентов натаскивают на ЦТ, что они не учатся говорить и излагать мысли, что за результатами ЦТ сложно разглядеть талант. Все это нам предстоит учесть. Скажем, при поступлении в некоторые вузы проводится творческий конкурс, когда абитуриент демонстрирует свои возможности очно. Может быть, эту возможность нужно расширить. Любая система имеет свои достоинства и недостатки. Когда мы сдавали экзамены в вузах, мы говорили о большом коррупционном риске. Но сейчас есть вопросы с развитием логики и мышления. Мы в поиске оптимального решения.

Что касается объединенного экзамена, да, эта возможность рассматривается. Возможно, будет деление для тех, кто пока планирует закончить учебу и кто собирается ее продолжить.

— На ваш взгляд, не стоит ли отказаться при подсчете баллов при поступлении от среднего балла школьного аттестата? Ведь, как признаются сами учителя, иногда он немного завышен.

— Я так не думаю. Тем более что это всего лишь одна составляющая из четырех, первые три — результаты сертификатов по сданным экзаменам. Отмени мы вес аттестата — принизим роль школы, школьных знаний. Ребята в выпускных классах мало уделяют внимания тем занятиям, которые, как они считают, не пригодятся при сдаче ЦТ. Наша же задача дать им полный курс школьных знаний, которые, даже если они сейчас это не осознают, пригодятся им в будущей жизни.

ЦИФРА

Только во втором этапе РТ приняли участие около 100 000 абитуриентов

veraart14@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter