Круто ты попал

О стрессовом собеседовании

Прокуренное помещение, яркий свет в глаза, агрессивная интонация, провокационные, а то и полухамские вопросы... Все это приемы, с помощью которых ваш визави хочет узнать, где дадите слабину: станете нервничать, теряться или дерзить в ответ. Думаете, это допрос? Далеки от истины. Добро пожаловать на стрессовое собеседование!


...Потеря работы и ее поиск в каком–то роде ставят человека в положение просителя. Здесь не только мы выбираем — нас выбирают, посему сложно не ощущать зыбкости почвы под ногами. И вот начинается: резюме, собеседование, мелкая дрожь в коленках. Интервью с кадровым агентом или сотрудником по персоналу — событие волнительное по сути. Когда же стресс вам устраивают намеренно, жестко и причем непрофессионально, тут рукой подать до нервного срыва.


Считается, что стрессовое интервью у нас в стране не прижилось. Все–таки метод специфический, отношение к нему неоднозначное даже среди профессионалов. И не стала бы затрагивать эту тему, если бы не знала примера, поучительного и пугающе яркого. Близкая подруга после стрессового собеседования получила сосудистый криз. В 28 лет, имея маленького сына и неудачный брак в прошлом, вынуждена была искать новое место — директор объявил предприятие банкротом. Откликнулась на объявление о вакансии рекламного менеджера. Первые впечатления от будущего, как хотелось верить, места работы радужные: звон колокольчика в двери, приятный интерьер — не иначе офис мечты. Выходила же оттуда сама не своя, шаткой походкой. Ее продержали больше часа под дверью, «сканируя» реакцию (уйдет — останется, будет возмущаться — промолчит), а после на 40 минут превратили в девочку для битья. Мрачный товарищ в мятом костюме сомневался во всем: в ее профессионализме, компетентности, подлинности наработанной базы клиентов. Но когда посыпались вопросы «почему в 28 лет вы не замужем?» и «как часто меняете половых партнеров?», наглости «помятого» можно было ставить твердую «десятку».


Ответ, что ее личная жизнь не имеет никакого отношения к профессиональным навыкам, игнорировали, заметив: «У вас, видимо, проблемы с противоположным полом, ну это и понятно...» Вообще, корректностью формулировок «помятый» не утруждался. А потом намеренно набрал номер ее мобильного, чтобы «дать характеристику» звонку, и, основываясь, видимо, на глубоком психоанализе, резюмировал: «Инфантильное треньканье». Тут же был сделан вывод космических масштабов: вы незрелая и несамостоятельная!


Как–то защититься или оправдать себя шансов не было. Все попытки пресекались безапелляционно... В этот же вечер моей подруге стало плохо: сильно закружилась голова, поднялось давление, участковый терапевт расписал схему лечения на три недели. Самое интересное и нелепое: спустя два дня ей позвонили из фирмы, чтобы сказать: «Первый тур собеседования вы прошли успешно. Ждем на второй». Догадываетесь, что подруга им ответила от души?


...Конечно, понятно и ясно: при заполнении определенных вакансий необходимо проверить уровень стрессоустойчивости и самооценки соискателя. Но в таком случае доверяйте ведение жесткого интервью профессионалам, а не дилетантам, желающим поглумиться над теми, кто все же ощущает себя зависимым, находясь в поисках работы. Грамотный психолог знает, как после вывести человека из состояния искусственно созданного им стресса, — «укусить», а после «зализать» рану. Делают это из гуманных соображений и для того, чтобы сберечь репутацию компании. Работодатели, не играйте с соискателями в эти злые игры! Некорректно и невыгодно — рискуете потерять порядочных квалифицированных сотрудников. А соискателям хочется сказать: защищайтесь! Вам откровенно хамят? Проявлять чудеса моральной стойкости себе дороже. Задаваемые вопросы унижают и шокируют? Сохраняйте достоинство — отвечайте по обстановке или просто уходите. Потом еще скажете такому опыту спасибо, что не попали в замаскированный под офис серпентарий. Эта дверь, к счастью, закрылась, откроется другая. Будем верить — без никому не нужных стрессов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter