Завод белой жести в Миорах выпустит первую продукцию в середине 2019 года

Круто, просто жесть

Летом 2014 года Президент подписал Указ № 271 о реализации инвестиционного проекта и создании импортозамещающего и экспортно ориентированного производства металлического листа и белой жести в Миорах. Через год с небольшим, до 1 января 2020–го, первый лист металла толщиной до 0,1 миллиметра, покрытый слоем олова должен сойти с заводского конвейера. И стать преимущественно упаковкой для консервов, парфюмерии, лаков–красок, напитков. Да и не только. Жестью, к примеру, пробуют украшать потолки... Как идут дела на стройке? И что меняется в жизни одного из самых маленьких и, прямо скажем, прежде не очень перспективного района страны? В поисках ответа на эти вопросы корреспонденты «СБ» отправились в Миоры.



Менее 20 тысяч жителей в районе и немногим более 8 тысяч — в городе. Есть мясокомбинат, льно–, комбикормовый и хлебозавод — в общем, традиционный набор провинциального сельскохозяйственного региона. Залежи торфа, лес, цепь озер. Сам город стоит на берегу живописного озера, но половина улиц не имеет асфальтового покрытия. Бюджет на 70% дотационный. Местные жители только сейчас начинают осваивать науку монетизации своего края. Попутчица, с которой знакомимся на одной из улиц города, удивила новостью: «У нас теперь цены на жилье выше, чем в Москве! И в местных кафе в обед нет свободных мест, все заказано».

Позже мы узнаем, что цены на жилье взлетели не только в Миорах, но и в Новополоцке, где немецкая компания SMS group GmbH, поставщик основного технологического оборудования для строящегося завода белой жести, как правило, бронирует номера в гостиницах и квартиры для специалистов, контролирующих качество монтажа. Те же тенденции в Браславе и Полоцке. Генеральный подрядчик — российская компания «МетПромСтрой» — и строительные организации из Минска, Витебска и Могилева размещают и там вахтовиков. Россияне приезжают семьями, с женами и детьми, которые пошли в местные школы или, как вариант, обучаются дома дистанционно, связываясь с учителем по скайпу. Владлен Расковалов, представитель российской компании из Первоуральска, занятой монтажом прокатного стана, в деревне, расположенной в 270 километрах от Миор, нашел могилу деда, который погиб там в 1941 году...

На стройплощадке идет монтаж нового оборудования, окон и стен нового завода

Стройплощадка, раскинувшаяся на 42 гектарах земли примерно в километре от миорской кольцевой дороги — трассы Р–14 Полоцк — Миоры — Браслав, нынче напоминает большой людской муравейник. Более 500 работающих. К слову, один из подрядчиков, директор ООО «Стройторгсервис» Александр Кишкович назвал эту стройку самой крупной в Витебской области за последние 30 лет. Ехать сюда работать никого уговаривать не надо. Зарплаты и бытовые условия хорошие. Высокотехнологичный объект — еще и отличная школа для рабочих и персонала среднего звена. Впервые приходится монтировать сложнейшие фундаменты.

Нашим гидом на стройплощадке стал генеральный директор Петр Шимукович. Знакомимся. Петр Николаевич родился в Миорском районе, сделал военную карьеру, которую завершил профессором Военно–инженерной академии в Москве. Знания и опыт работы с металлом сейчас применяет на родине.

Петр Шимукович

— Дорога, по которой вы подъехали, 600 метров от трассы до ферм — вклад государства в инвестиционный проект, следующие 967 метров строили мы. Госкомпании подвели и линию оптоволоконной связи. Специально для нас построены две дополнительные ветки железной дороги, по одной будем получать сырье, по другой отгружать готовую продукцию потребителям. Есть газ, вода и линия электропередачи на 110 киловольт. Проектное потребление электрической энергии работающим заводом — 45 мегаватт, энергетикам пришлось модернизировать городскую подстанцию.

Останавливаемся у здания основного производственного корпуса длиной 420 и шириной 120 метров, где идет монтаж стен и окон. В одном из его пролетов с предельной точностью водружают стан холодной прокатки металла — массивные конструкции. Усилие сжатия металла в этом стане — до 1.200 тонн, скорость движения металлической полосы — около 30 метров в секунду, летать будет как пуля. Технологии уникальные, а потому и точность монтажа требуется максимальная. Над головой плавно перемещается с очередным грузом мостовой кран, установлены тепловентиляторы — готовятся к отопительному сезону.

— Под колонной, у которой мы стоим, — продолжает разговор Петр Николаевич, — бетон залит на 25 метров в глубину. А прямо под ногами, на 10–метровой глубине — бетонная плита метровой толщины. На ней держится весь остальной фундамент (это более 4.500 кубометров бетона), на который монтируют основное технологическое оборудование. Процесс его доставки тоже непрост — везут в сопровождении машин ГАИ с мигалками, поскольку разрешенный транспортный габарит 2,5 метра, а некоторые ящики, доставляемые из Германии, в ширину 4,5 метра.




Будущее производство круглосуточное. Лента металла получается непрерывная (кстати, линия сварки для получения такой ленты изготовлена в Японии и уже доставлена на площадку), ее можно будет кроить под любые размеры по желанию заказчика или сматывать в рулоны по 25 тонн и отправлять по железной дороге. Но главный выигрыш — минимальная толщина. Стоимость упаковки из белой жести в цене товаров может достигать 70%. Если она станет тоньше, выгода очевидна.

Максим Дино, руководитель стройплощадки от компании SMS group GmbH, охарактеризовал проект как один из самых масштабных, имеющих хорошие перспективы развития. А о перспективах развития Миорского района беседуем с Игорем Кузнецовым, председателем райисполкома.

Игорь Кузнецов

— С тех пор как началось строительство завода, мы стали перспективным районом. Наконец достроили родильный корпус, который проектировался и закладывался еще при СССР, и сделали там центральную райбольницу. 11 мая 2018 года в ней родилась первая девочка. А 3 августа к нам приезжал Президент. С ним обсуждалась идея строительства в Миорах высокотехнологичного кардиологического центра по немецким стандартам для экстренной и плановой помощи местным жителям и для экспорта медицинских услуг. Граница с Евросоюзом у нас в 30 километрах, а операции на сердце будут на треть дешевле. В конце года будет полностью готов проект и определены источники финансирования. Понадобится еще и реабилитационный центр. Глава государства дал поручение выделить подходящие участки у водоемов. Уже приезжали проектанты, подобрали место для новостройки. Завод ввел в эксплуатацию шесть 8–квартирных домов для своих сотрудников. Заложен фундамент еще и 40–квартирной пятиэтажки. Всего запланировано не менее 600 ведомственных квартир и еще 500 — для работников кардиоцентра. Под гарантию райисполкома за счет льготных кредитов также будет строиться жилье для работников бюджетной сферы. Не менее 100 квартир в течение 2 лет.

Миорский район стремительно преображается. Недавно открылся новый спортивный комплекс с бассейном. Есть договоренность с ООО «ММПЗ–групп» о возведении торгово–развлекательного комплекса с рестораном, кафе, гостиницей на 80 мест, спа–зоной и бассейном. И это еще далеко не все грядущие планы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter