Насколько свое надежнее чужого, ярко продемонстрировала пандемия. Вирус еще не добрался толком до Европы и США, а некоторые крупные производители стали притормаживать конвейеры еще в конце прошлого – начале этого года: из-за отсутствия узлов и комплектующих, главным производителем которых в глобальной цепочки распределения труда стал Китай. А потом и европейские производители комплектующих закрылись на карантин… Учитывая, что эпидемиологические риски, судя по всему, надежно вплелись в нашу цивилизацию, для национальной промышленности встала задача углубления локализации, чтобы по ключевым поставкам имелась отечественная альтернатива зарубежной продукции. О перспективах этого процесса, а также перспективах белорусских комплектующих на экспортных рынках мы поговорили с генеральным директором ОАО «Минский подшипниковый завод» Анатолием Савенком.
От универсальности к специализации
В советское время предприятие выпускало в лучшие свои годы свыше десяти миллионов различных подшипников. Потом номенклатуру производства сократили до одного вида изделий — роликовых подшипников. Так и появились неиспользованные мощности. Один цех даже целиком снесли. Некоторые участки, оставшиеся с былых времен, законсервированы или простаивают.Анатолий Савенок убежден: повышение эффективности применения активов — важная задача:
— Гектары территории и другие мощности были рассчитаны на десять миллионов подшипников, а когда издержки по содержанию распространяются только на миллион единиц продукции, получается менее радужная картина, — объясняет гендиректор. — Уже прорабатываются проекты по оптимальному использованию территорий и площадей. Но нужны инвестиции. А чтобы они появились, стоит тактическая задача: увеличить объемы производства, максимально вернуться на рынки, с которых минский завод некогда выдавили. В том числе усилить отгрузки на внутренний рынок.
Кадровый баланс
Анатолий Савенок отмечает: в силу ряда причин на заводе нарушилась преемственность:— Самая активная фаза у работников реального сектора — 35—50 лет: это люди уже с опытом, но обладающие энергией, творческим мышлением. Именно они должны придумывать и реализовывать новые проекты, — объясняет он. — Но эта прослойка на предприятии пока тонкая. Коллектив возрастной: более 380 человек старше 60 лет. Постепенно они уходят на пенсию. Их заменяют молодыми специалистами, доучивают уже на производстве.
Но быстро заполнить все вакансии людьми с опытом тяжело. В последнее время на рынок рабочих профессий приходят люди после перерыва в индустриальном стаже. Некогда они ушли с заводов в бизнес, открыли ИП по сервису или подались в торговлю. Когда в сфере услуг выросла конкуренция, а в этом году добавилась и пандемия, люди пытаются вернуться в свою первую профессию.
— Далеко не все приживаются, — констатирует генеральный директор. — Производство требует и дисциплины, и выполнения минимальных дневных норм. Некоторым тяжело, и они уходят уже через пару-тройку недель. Но многие остаются.
Анатолий Савенок акцентирует: ключевая кадровая политика организации нацелена на усиление производственного персонала: слесарей, токарей, шлифовщиков. Для выхода на новые рынки и упрочнения своих позиций на существующих компании важно нарастить объемы выпуска продукции. В этом году перешли на двухсменный режим работы. У рабочих сдельные условия оплаты. И если человек освоил производство, с дисциплиной и старательностью все в порядке, то можно за месяц и более двух тысяч рублей заработать.
Ключевой продукцией сейчас являются роликовые подшипники.
МПЗ — одно из немногих предприятий на мировом рынке с полным циклом производства. На завод поступает металл, а выходит готовая продукция. Все операции выполняются собственными силами. И отлаженная система технического контроля сохранилась еще с советского времени: пооперационного в ключевых точках производства. «Когда к нам приезжают партнеры из крупных международных компаний, оценивают организацию производства, сразу повышается доверие к нашему качеству», — утверждает Анатолий Савенок.
Рыночный калейдоскоп
— Ключевые потребители роликовых подшипников — горнодобывающие, металлургические, энергетические компании. Конечно, немецкие подшипники — бренд, но они и более дорогие. Наши — качественные, проходные по цене. Символ нашего подшипника — оранжевую белочку — хорошо знают за рубежом. Даже кому эту продукцию не поставляли. Довелось быть в командировке в Индии. Там есть улица с дилерами подшипниковой продукции. Насчитал пять роллетов под вывеской МПЗ. Наша символика, есть сувенирная продукция, подшипники блестят… Но белочка отличается в нюансах от фирменной. К сожалению, то же самое можно сказать и о подшипниках. Увы, на этом рынке пока процветает контрафакт, — делится наблюдениями генеральный директор.
Главная задача — наращивание производства.
Основные поставщики контрафакта — государства Юго-Восточной Азии. Вроде бы и много запретительных документов принято против проникновения некачественной и поддельной продукции, защитные пошлины введены против подшипников из некоторых стран — 41,5 процента от таможенной стоимости. Но уже давно найдены каналы сбыта, чтобы все преграды обойти. И по документам получается вроде бы фирменная продукция, а по цене — только стоимость металла, из которого производятся оригиналы. Соответственно, левые компании выигрывают тендеры. В том числе и на серьезных предприятиях.
В этом смысле пандемия даже оказала некоторое положительное влияние на рынок. Закрытие границ наложило отпечаток на сбыт, но при этом пандемия прервала сложные цепочки поставок контрафактной продукции в обход таможенных пошлин. И тогда воочию стал виден масштаб бедствия. Некоторые машиностроительные гиганты в России останавливались из-за отсутствия комплектующих! И тут вспомнили, что подшипник — продукт стратегический.
ОАО «МПЗ» — одно из немногих предприятий на мировом рынке с полным циклом производства.
До полной очистки рынка от контрафакта еще далеко. Но, как отмечает Анатолий Савенок, интерес к отечественной продукции у гигантов из ЕАЭС значительно вырос. Есть планы по проникновению на рынки Восточной Европы. Прежде всего это можно сделать через сервисные компании: при ремонте вполне логично использовать более дешевые, но качественные белорусские изделия.
Еще одна перспективная тема — подшипники для железнодорожного транспорта:
— Потребность в них серьезная, учитывая, что сейчас в России и других странах реализуются масштабные программы по модернизации и ремонту подвижного состава, — объясняет Анатолий Савенок. — Продукт весьма специфический. Мы почти готовы к его выпуску. Уже провели предварительные переговоры с партнерами из соседних стран.
Планирует наращивать поставки МПЗ и на внутренний рынок. Тем более что пандемия показала: логистические цепочки важно вовремя оптимизировать.
volchkov@sb.by