Источник: Знамя юности
Знамя юности

Проверено на себе: сколько времени нужно, чтобы научиться ездить на моноколесе

Крутись, колесо

Уверенно ездить на велосипеде смогла за пару часов покатушек, научиться управлять автомобилем получилось спустя месяцы занятий. А сколько времени уйдет на то, чтобы приручить моноколесо? Бросила себе вызов и решила освоить новый вид транспорта. «Поставлю тебя на колесо за 60 минут», – пообещал инструктор Игорь Сущенко. Что же, где кроссовки, пора на тренировку.

Улыбаемся! Вас фотографируют

Не поднимать, а прижимать

Накануне обучения посмотрела парочку видеоуроков, на них опытные пользователи электротранспорта обучали таких же, как и я, новичков. У ребят так ловко получалось выполнять задания инструктора, что закралась мысль: либо они только выдают себя за начинающих, либо это на самом деле просто. Проверим.

С Игорем условились встретиться у одного из домов по минской улице Ежи Гедройца. На урок мой наставник пришел с моноколесом, а я – с большим запасом энтузиазма.


– Держи, на время тренировки оно твое, – протянул мне ручку от моноколеса инструктор.

– Спасибо, но что мне с ним делать? – немного оторопев от такого «подарка», интересуюсь я.

– Пока просто веди рядом с собой, – ответил Игорь и направился в сторону соседнего дома, а следом за ним и я.


Первые трудности появились уже в начале урока: как спустить моноколесо с бордюра на дорогу? Наверное, некоторые предложили бы поднять его за вытянутую ручку и поставить на проезжую часть, но это грубая ошибка, обращает внимание Игорь:

– Этот моноцикл весит 13 килограммов, ручка может не выдержать и оторваться. Есть два варианта: сложить ручку и уже в таком виде поднять колесо либо за вытянутую ручку прижать электротранспорт к земле и, не отрывая от тротуара, спустить его на асфальт. 

Пока идем в сторону нужного дома, расспрашиваю Игоря, как часто к нему приходят желающие научиться управлять одноколесным электротранспортом.


– С каждым годом количество учеников растет, – делится наблюдениями инструктор. – Только за июнь на тренировках побывало около сотни человек. Иногда приходят целыми семьями. Многих настолько затягивает, что они продают автомобили и ездят по городу исключительно на моноколесе, даже зимой с ним не расстаются. 

На память о тренировке

Первым делом следует научиться правильно ставить ступню и фиксировать моноколесо в устойчивом положении одной ногой. 

– Нужно выбрать основную ногу, ту, которой тебе будет удобнее держать колесо. Какой рукой пишешь? – спрашивает Игорь.

Правой.

– Тогда, скорее всего, у тебя правая нога и будет основной. Сейчас покажу одно упражнение, а ты повторишь.


Игорь откидывает подножку, ставит на нее стопу, параллельно объясняет:

– Ногу размещаем как можно ближе к колесу, ты должна чувствовать, как подошва кроссовки упирается в корпус. Колено держим в согнутом положении. Почувствуешь небольшое напряжение, и это нормально, мышцам нужно время, чтобы окрепнуть и привыкнуть к нагрузке. 

Следую всем указаниям инструктора и крепко прижимаю правую ногу к обшивке (забегая наперед, скажу, что уже несколько дней в месте, где нога соприкасалась с колесом, красуется синяк). Следующий этап обучения – прочувствовать ход колеса. При помощи ступни нужно двигать моноцикл вперед и назад, при этом нога должна рисовать не прямую, а дугу.


– Две минуты делаем, столько же отдыхаем, повторяем упражнение в три подхода, – командует инструктор.

Уже после первого круга мысль о том, что научиться ездить на моноколесе просто, улетучилась. Почувствовала, как заработали мышцы, о существовании которых даже не подозревала.

Идем на «взлет»

Меняем локацию и переходим к лестнице у подъезда. Игорь показывает следующее задание:

– Ты должна, держась за перила и оставляя правую стопу на подножке, запрыгнуть на колесо левой ногой и проехать вперед и назад. Такое упражнение называется «взлет». А «посадка» выполняется в обратной последовательности: убрать левую, затем правую ногу и отпустить руку.


Спустя несколько неудачных попыток у меня начинает что-то получаться: отрывать ногу от земли уже не так страшно, увереннее держу баланс. Но рано радовалась, инструктор усложняет задачу:

– А теперь делаем все то же самое, только без перил.

– Я же упаду! – протестую против неожиданного поворота.

– У меня еще никто не падал: ни маленькие дети, ни 70-летние дедушки, – подбадривает меня Игорь.

Пару минут на уговоры убрать руку от ограды, и вот наконец на долю секунды я двумя ногами и без опоры стою на колесе – маленькая победа.

  Игорь пообещал поставить меня на колесо за час и сдержал слово 

Устали все: и ученик, и учитель

Движемся в сторону школьного стадиона. Подходим к ступеням, которые ведут к полю и беговым дорожкам. Мне нужно поднять моноколесо по пандусу, используя для этого только ручку.

– Ты должна почувствовать, что колесо само ведет тебя, – поясняет суть задания Игорь.

Раз попытка, два попытка… И только на третий раз поняла, что имел в виду инструктор. Окрыленная своими успехами, рвусь выполнять следующее упражнение. Выходим с Игорем на беговую дорожку. Замечаю на его лице загадочную улыбку и понимаю, что ничего хорошего ждать не приходится. 

– Ты должна проехать круг, – говорит Игорь, – можешь держаться за мою руку. Управление простое: наклоняемся вперед – едем, нужно притормозить – отводим туловище назад, будто садимся на стул.


Сказать, что я в шоке, – ничего не сказать, но сдавать назад поздно. Ухватившись за руку инструктора, запрыгиваю на моноколесо и, о чудо, еду… Первый круг позади, останавливаемся на передышку. Устали все: я, Игорь, который следовал рядом, и наша фотограф, ведь ради хороших снимков ей пришлось побегать. 

Час тренировки позади, и я решаюсь проехать в одиночку, без помощи Игоря. Собрала в кучу остатки бесстрашия и проехала около метра.

– О, отлично! Еще одно занятие – и сможешь целый круг самостоятельно преодолеть, – радуется моим успехам учитель.

Да, я обязательно вернусь, только чуть позже, пусть синяки пройдут. 

КОМПЕТЕНТНО

Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного УГАИ МВД Александр Шевченко:

– В новую редакцию Правил дорожного движения, которая сейчас согласовывается с госорганами, предлагаем ввести термин «средства персональной мобильности». Это устройства, которые имеют двигатель, при этом их максимально допустимая скорость – 25 км/ч. Те, кто использует такие средства для передвижения, будут приравниваться к пешеходам. Перемещаться на таких устройствах нужно будет по велосипедным дорожкам. При их отсутствии – по тротуарам, обочинам, не создавая препятствий для движения другим пешеходам. К лицам, передвигающимся на таких устройствах, будут предъявляться дополнительные требования по обеспечению дорожной безопасности. Это и запрет перевозки других лиц, если это не предусмотрено конструкцией средства персональной мобильности, и возрастные ограничения, и требования к физическому состоянию, и некоторые другие.

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter