Уверенно ездить на велосипеде смогла за пару часов покатушек, научиться управлять автомобилем получилось спустя месяцы занятий. А сколько времени уйдет на то, чтобы приручить моноколесо? Бросила себе вызов и решила освоить новый вид транспорта. «Поставлю тебя на колесо за 60 минут», – пообещал инструктор Игорь Сущенко. Что же, где кроссовки, пора на тренировку.
Улыбаемся! Вас фотографируют
Не поднимать, а прижимать
С Игорем условились встретиться у одного из домов по минской улице Ежи Гедройца. На урок мой наставник пришел с моноколесом, а я – с большим запасом энтузиазма.
– Спасибо, но что мне с ним делать? – немного оторопев от такого «подарка», интересуюсь я.
– Пока просто веди рядом с собой, – ответил Игорь и направился в сторону соседнего дома, а следом за ним и я.
– Этот моноцикл весит 13 килограммов, ручка может не выдержать и оторваться. Есть два варианта: сложить ручку и уже в таком виде поднять колесо либо за вытянутую ручку прижать электротранспорт к земле и, не отрывая от тротуара, спустить его на асфальт.
Пока идем в сторону нужного дома, расспрашиваю Игоря, как часто к нему приходят желающие научиться управлять одноколесным электротранспортом.
На память о тренировке
Первым делом следует научиться правильно ставить ступню и фиксировать моноколесо в устойчивом положении одной ногой.
– Нужно выбрать основную ногу, ту, которой тебе будет удобнее держать колесо. Какой рукой пишешь? – спрашивает Игорь.
– Правой.
– Тогда, скорее всего, у тебя правая нога и будет основной. Сейчас покажу одно упражнение, а ты повторишь.
– Ногу размещаем как можно ближе к колесу, ты должна чувствовать, как подошва кроссовки упирается в корпус. Колено держим в согнутом положении. Почувствуешь небольшое напряжение, и это нормально, мышцам нужно время, чтобы окрепнуть и привыкнуть к нагрузке.
Следую всем указаниям инструктора и крепко прижимаю правую ногу к обшивке (забегая наперед, скажу, что уже несколько дней в месте, где нога соприкасалась с колесом, красуется синяк). Следующий этап обучения – прочувствовать ход колеса. При помощи ступни нужно двигать моноцикл вперед и назад, при этом нога должна рисовать не прямую, а дугу.
Уже после первого круга мысль о том, что научиться ездить на моноколесе просто, улетучилась. Почувствовала, как заработали мышцы, о существовании которых даже не подозревала.
Идем на «взлет»
Меняем локацию и переходим к лестнице у подъезда. Игорь показывает следующее задание:
– Ты должна, держась за перила и оставляя правую стопу на подножке, запрыгнуть на колесо левой ногой и проехать вперед и назад. Такое упражнение называется «взлет». А «посадка» выполняется в обратной последовательности: убрать левую, затем правую ногу и отпустить руку.
– А теперь делаем все то же самое, только без перил.
– Я же упаду! – протестую против неожиданного поворота.
– У меня еще никто не падал: ни маленькие дети, ни 70-летние дедушки, – подбадривает меня Игорь.
Пару минут на уговоры убрать руку от ограды, и вот наконец на долю секунды я двумя ногами и без опоры стою на колесе – маленькая победа.
Игорь пообещал поставить меня на колесо за час и сдержал слово
Движемся в сторону школьного стадиона. Подходим к ступеням, которые ведут к полю и беговым дорожкам. Мне нужно поднять моноколесо по пандусу, используя для этого только ручку.
– Ты должна почувствовать, что колесо само ведет тебя, – поясняет суть задания Игорь.
Раз попытка, два попытка… И только на третий раз поняла, что имел в виду инструктор. Окрыленная своими успехами, рвусь выполнять следующее упражнение. Выходим с Игорем на беговую дорожку. Замечаю на его лице загадочную улыбку и понимаю, что ничего хорошего ждать не приходится.
– Ты должна проехать круг, – говорит Игорь, – можешь держаться за мою руку. Управление простое: наклоняемся вперед – едем, нужно притормозить – отводим туловище назад, будто садимся на стул.
Час тренировки позади, и я решаюсь проехать в одиночку, без помощи Игоря. Собрала в кучу остатки бесстрашия и проехала около метра.
– О, отлично! Еще одно занятие – и сможешь целый круг самостоятельно преодолеть, – радуется моим успехам учитель.
Да, я обязательно вернусь, только чуть позже, пусть синяки пройдут.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного УГАИ МВД Александр Шевченко:
– В новую редакцию Правил дорожного движения, которая сейчас согласовывается с госорганами, предлагаем ввести термин «средства персональной мобильности». Это устройства, которые имеют двигатель, при этом их максимально допустимая скорость – 25 км/ч. Те, кто использует такие средства для передвижения, будут приравниваться к пешеходам. Перемещаться на таких устройствах нужно будет по велосипедным дорожкам. При их отсутствии – по тротуарам, обочинам, не создавая препятствий для движения другим пешеходам. К лицам, передвигающимся на таких устройствах, будут предъявляться дополнительные требования по обеспечению дорожной безопасности. Это и запрет перевозки других лиц, если это не предусмотрено конструкцией средства персональной мобильности, и возрастные ограничения, и требования к физическому состоянию, и некоторые другие.
shestakevich@sb.by