«30 дней на велосипеде» – традиционная всемирная акция, которая проходит с 1 по 30 апреля. Целей у нее много: показать, что велосипед – это удобно, экологично и полезно для здоровья, отметить начало нового велосезона, привлечь внимание к нуждам любителей двухколесного транспорта. Впервые участие в акции приняла корреспондент «Знаменки».
Добавим света
Условия просты: хоть вокруг дома, хоть до соседнего города, но каждый день, будь добр, крути педали. Велосообщество в Гомеле даже обещало подарки самым активным и выпустило специальные карточки для участников. Вот прокатом за ней, родимой, я и решила отметить начало акции 1 апреля.Велостаж у меня всего полгода, транспортное средство – дешевое и без передач, потому каждый метр преодолеваю благодаря исключительно мускульной силе и поддержке друзей в соцсетях. Через 3,5 километра понимаю, что до закрытия нужного объекта просто не успеваю, и малодушно вместе с велосипедом загружаюсь в автобус. Оптимизма такой старт акции не добавляет, но домой я все же возвращаюсь на двух колесах и кладу в копилку пробега сразу девять километров!
День второй показал, что я выжила, но средняя скорость на шершавых тротуарах родного проспекта Октября – 8–10 км в час. Впрочем, я не сдаюсь и по магазинам после работы передвигаюсь исключительно на велосипеде.
Небольшой мультитул выручает в сложных ситуациях
Мой инструктор в автошколе шутил, что молодой автовладелец первым делом покупает елочку. Я же сразу заказала свет на колеса. Сводок читаю много и считаю, что в темноте нелишне себя обозначить не только белым и красным фонарями. Мой велосипед теперь светится, как новогодняя елка, и мне завидуют все младшие школьники района, восхищенно дергающие за рукав родителей:
– Я тоже такой велик хочу!
Постепенно осваиваю новые вершины: добраться на работу, проехать по лесным тропам, прикрутить корзинку и отвезти банки из-под компота маме!
Остановим бордюры
Через несколько дней отправляюсь на велопрогулку вместе с председателем правления областного общественного объединения «ВелоГомель» Валентиной Позняковой. Валентина благородно не развивает крейсерскую скорость и дает совет от проспекта Октября до центра двигаться по улице Белорусской:– Некоторые участки города удобнее преодолевать по частному сектору. Дорога ровнее, машины ездят редко, нет светофоров и высоких бордюров, а значит, не нужно спешиваться.
За последние несколько лет Гомель сделал значительный шаг навстречу велосипедистам. Главной победой, пожалуй, стало утверждение в 2020 году городским Советом депутатов Концепции развития велосипедного движения и средств персональной мобильности. Этот масштабный документ предусматривает не только 20-кратное увеличение протяженности велодорожек и велополос, но и создание всей необходимой инфраструктуры: занижение бордюров, обустройство специализированных парковок.
Валентина Познякова объясняет:
– У нас есть обособленные велодорожки, иногда очень даже неплохие, как на Восточном обходе. Наша цель – связать их в единую сеть, позволяющую свободно перемещаться из одного конца города в другой. Чтобы на перекрестках были велопереезды и не приходилось спешиваться. Есть участки, которые сейчас труднодоступны для двухколесного транспорта. Например, при переезде из центра города в Новобелицкий район придется проехать два моста.
Когда я в очередной раз слезаю с велосипеда, чтобы преодолеть высокий бордюр, Валентина добавляет:
– Наше объединение запустило общественную кампанию «СТОПбордюр». С такими препятствиями сталкиваются не только велосипедисты, но и родители с колясками, пожилые люди, люди с инвалидностью, дети.
Велоактивисты выявляют в городе места, где высокие бордюры необходимо занизить «в ноль», фотографируют и предоставляют информацию властям. Не всегда на такие работы сразу находятся средства, но процесс идет.
С корзинкой можно и за покупками
Научим всех
Гомель понемногу показывает свое велолицо. У магазинов, учреждений, мест отдыха становится больше парковок, но и тут есть нюансы. Уголки, полукольца высотой в 30 сантиметров сохранению двухколесного транспорта не способствуют: велосипеды царапаются и падают. Чтобы получить инструкцию по правильному обустройству парковок, Валентина предлагает обратиться к той же концепции:– Ее полный текст есть на нашем сайте. Там прописаны и высота, и схема расположения, и удобная П- или U-образная форма. К нам всегда можно обратиться за консультацией.
Недавно парковку установила и компания, в которой работает Валентина. Пользу принесли не только своим сотрудникам: в этом же здании в центре города расположены и другие конторы, где трудятся любители экологичного транспорта.
На светофорах спешиваемся: велопереездов в городе пока нет
Завершаем прогулку. Добавляю себе в карму 18 километров, а Валентина приглашает на весенний велопробег:
– Он состоится 25 апреля, будет масштабно и весело. Проедем в составе организованной колонны по центральным улицам города. Наше объединение ведет активную работу по популяризации велосипеда как транспорта. Если вы еще раздумываете, садиться ли на него, у нас есть проект «Велошкола», где бесплатно учим кататься всех желающих: неважно, 18 вам лет или 65.
Есть в концепции требования и к велогаражам, которых у нас в городе пока не построено ни одного. Как человек, ежедневно забирающийся в обнимку с вертикально стоящим в лифте велосипедом на восьмой этаж, я даже готова скинуться на хорошее дело.
Берем калькулятор и подсчитываем километры. Мое участие в акции получается очень неоднородным. В один день, после утомительной командировки, проехала ровно 340 метров до магазина. В другой – вместе с подругой отмахала 22 километра за город через объездной мост. А 12 апреля отметила небольшой прогулкой по улице, названной именем Героя Советского Союза Григория Кирилловича Денисенко. Почетный гражданин Гомеля и Гомельской области на фронте совершил 118 боевых вылетов, а после войны был одним из тех, кто учил Юрия Гагарина. Итого у меня за полмесяца получилось 127,5 километра. Для опытного велосипедиста не грандиозно, но новичок во мне счастлив и до 30 апреля обещает цифру довести хотя бы до двухсот.
valchenko@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ