Крути педали!

За 25 лет взрослые и ребятня из народного клуба “Белые вороны” три раза объехали по экватору земной шар на велосипедах.

За 25 лет взрослые и ребятня из народного клуба “Белые вороны” три раза объехали по экватору земной шар на велосипедах.

Главный “ворон” в этом клубе — сельский врач из деревни Кохановичи Верхнедвинского района Петр Кветинский. Свой дом он превратил в местный штаб здорового образа жизни и каждый день вместе со своими подопечными накручивает десятки километров.

Нормальный ненормальный

Петя Кветинский родился в одном из лагерей ГУЛАГА. Его отец был поляком, мама — немкой, после войны они попали в исправительно-трудовой лагерь с центром на станции Сухобезводное Горьковской железной дороги. После заключения 18-летнюю Фриду с девятимесячным сыном отправили в Казахстан, отца — назад в Беларусь. Они встретились только через тринадцать лет... и вырастили восьмерых детей!

Невысокого роста, худенький, постоянно простужающийся первенец спецпереселенцев не блистал здоровьем. Врачи обнаружили у парня в юности проблемы с сердцем и строго-настрого запретили физические нагрузки. На свой страх и риск Петр стал заниматься закаливанием и взял за правило ежедневно ездить на велосипеде. Конечно, решил поступать в медицинский. Уже тогда он был “белой вороной”, удивляя сокурсников равнодушием к спиртному и сигаретам.

— Это сейчас поклонники здорового образа жизни, что называется, на коне, а тогда мне каждый день говорили “Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!” и крутили пальцем у виска, — смеется Петр Петрович. 

В Кохановичи Кветинский приехал 28 лет назад и говорит, что в то время велосипедисты в деревне были редкостью. Пациенты — Петр Петрович  обслуживает почти 20 деревень — поначалу поверить не могли, что доктор в ноябре к ним на двух колесах приехал. Собственно, и сегодня нечасто встретишь человека, который без ежедневных сорока километров чувствует себя больным.

— Поначалу односельчане считали меня ненормальным: не пью, занимаюсь спортом, путешествую исключительно на велосипеде, зимой купаюсь в проруби, хожу босиком. Но постепенно поняли, что это нормально, и уже через пару лет у меня появилась компания для двухнедельного похода в Одессу.
Личный пример — великое дело. Желающих держать себя в форме становилось все больше, но главное — в Кохановичах и в соседних деревнях велопробегами живо заинтересовались мальчишки. Так и возникла идея организовать сельский клуб.

Штаб для “проходимцев”

Именно так — “Проходимец” — назвал Петр Петрович неформальное объединение любителей езды на велосипеде. Он видел в нем слово “проходить”. Но корреспондент одной известной газеты, который приехал написать статью о клубе, буквально потребовал изменить двусмысленное название. В 2002 году клуб защитил звание народного и со временем стал местной достопримечательностью, о нем пишут в путеводителях по Верхнедвинскому району.

За четверть века через клуб прошло около ста детей. Петр Петрович проехал с ними тысячи километров, для многих стал вторым отцом. Не сосчитать, скольким мальчишкам он помог сделать верный выбор в жизни, не дав пойти по кривой дорожке.

— Несколько лет подряд на базе нашей больницы летом организовывали оздоровительный лагерь, приезжали и воспитанники Сенненского интерната, я с ними работал. А потом получил письмо от Андрея Шестакова — парень просил принять его в клуб. На следующий год я забрал его к себе на все лето, потом ко мне на каникулы он стал приезжать с сестрой и другими ребятами из интерната, — рассказывает Петр Петрович. — Когда мы ездили в Карпаты, Андрей сблизился со священниками, и это определило его судьбу. Он принял монашество, вступил в Орден Меньших Братьев капуцинов, уехал учиться в Польшу.

Первое письмо оттуда Петр Петрович хранит как реликвию. “Человек без Бога — это существо, которое пытается прожить, а с Богом человек по-настоящему живет”, — написал ему Андрей. Прошло время, и монах приехал в Кохановичи, чтобы установить у дома своего учителя большой деревянный крест...

На истории Андрея благое вмешательство Петра Петровича в судьбы своих подопечных не закончилось. Несколько лет назад доктор оформил опеку над девятиклассником Сашей Тавтиным. Мальчик три года занимался в клубе, а после смерти отца попал в приют. Уже четыре года Саша живет в штабе “Белых ворон” и постигает правила жизни доктора Кветинского.

Общение, движение, питание

— Это и есть три ключа к долголетию, — говорит Кветинский. — Всю жизнь я их и пропагандирую. В плане питания правила теперь всем известны. Я, скажем, несколько лет назад отказался от мяса. А в клубе мы постоянно проводим встречи, стараемся познавать новое, приглашаем поэтов и краеведов. Велоспорт прекрасно тренирует суставы, укрепляет мышцы и кровеносную систему, к тому же физические нагрузки дают человеку гормон счастья эндорфин.

Свои произведения “Лики судьбы” и “Отсроченное счастье” Петр Петрович не продает, только дарит — и это тоже часть его добрых дел, обязательный пункт на пути к долголетию. Как и ежегодные велоралли в деревне, где он всегда поощряет лучшего члена клуба — дарит велосипед. Недаром же говорят, что деньги могут купить счастье только в одном случае: если тратить их на других. Кветинский как будто всю жизнь знал, что счастье созвучно со словом “часть”, а достаток имеет один корень с “достаточно”.

Расставляя приоритеты, доктор на первое место в своей жизни поставил медицину, читай, работу, на второе — любовь к живописи и музыке, на третье — велотуризм, на четвертое — писательство. А когда я спросила, что он думает о современном поколении, процитировал гениальную Раневскую: “Какая ужасная пошла молодежь! Но ужаснее всего то, что мы к ней не относимся”. А сколько, вы думаете, лет Петру Петровичу, который недавно ездил в Минск на велосипеде? В июле исполнится 69!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter